Skip to main content Skip to search

Сотрудники СГУ приняли участие в вебинаре по особенностям обучения во 2 семестре

9 February, 2021 - 17:30

Сотрудники СГУ приняли участие в вебинаре по особенностям обучения во 2 семестре

Authors:
Text: 
По материалам Международной службы СГУ
Photo: 
Архив Международной службы СГУ

Сотрудники Международной службы СГУ 4 февраля приняли участие в проблемно-целевом вебинаре «Особенности организации обучения во втором семестре 2020/2021 учебного года в российских вузах: проблемы и возможности». Организатором выступил Российский университет дружбы народов (с участием внешних экспертов). Мероприятие проводилось с целью разъяснения организации учебного процесса во втором семестре 2020/2021 учебного года в очном формате в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

Вебинар открыл заместитель министра науки и высшего образования России Д.В. Афанасьев, который объявил о возвращении к очному формату обучения с 8 февраля согласно приказу Минобрнауки России, подписанному В.Н. Фальковым. Д.В. Афанасьев также подчеркнул, что регионы, где ситуация с коронавирусной инфекцией ухудшается, должны индивидуально принимать решение о формате обучения. Было отмечено, что крайне необходимо соблюдать меры по профилактике распространения инфекции. В своём выступлении Дмитрий Владимирович выделил три проблемы, с которыми сталкиваются вузы в сложившейся ситуации:

1. Отсутствие регламента приёма иностранных студентов (имеется в виду возвращение студентов в Россию, приём на временную изоляцию, порядок действий в случае положительного результата теста на COVID-19).

2. Возвращение студентов-иностранцев зависит непосредственно от каждой страны, поскольку где-то процесс распространения инфекции снижается, а где-то по-прежнему растёт. Поэтому должен быть разработан общий алгоритм въезда иностранных студентов в РФ, при необходимости организована их вакцинация.

3. Налаживание коммуникации со студентами (то есть установление прямой связи со студентами, которые находятся за рубежом). В случае возвращения они должны знать, как действовать.

Кроме того, поднимался вопрос об иностранных студентах, которые осталась за границей и не могут въехать в РФ для продолжения обучения по очной форме. Д.В. Афанасьев предложил решать данную проблему непосредственно с факультетами и кафедрами. Важно принимать во внимание, что ситуация у иностранных студентов за рубежом может быть разной. У некоторых отсутствует интернет. В связи с этим необходимо тщательно продумать, как университет планирует компенсировать пробелы студентов, которые могут привести к их отчислению.

Директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Н.С. Трухановская ознакомила с проведением еженедельного мониторинга заболеваемости студентов, данные которого должны быть точными и достоверными. В настоящее время очень важно знать, где находится каждый иностранный студент. Кроме того, у каждого вуза должен быть алгоритм действий в разных ситуациях со студентами, пересекшими границу. Очень важен коммуникативный аспект, то есть необходима индивидуальная связь со студентами, которые находятся за рубежом, особенно со студентами 1 курса (это может быть связь через индивидуальных кураторов, тьюторов и т.д.). Особо острым является вопрос компенсации студентам пропущенного. Нужно выявить все проблемы и постараться их устранить.

Первый секретарь Посольства России в Китае И.А. Поздняков рассказал об опыте работы китайских вузов в условиях COVID-19, о важности поддержания оперативной связи со студентами. В Китае эта связь налажена. И.А. Поздняков подчеркнул, что важно обеспечить студентам необходимые условия для онлайн-обучения. К примеру, в Китае необходимо учитывать специфику ограничений на программы.

В своём выступлении первый секретарь, представитель Министерства науки и высшего образования Посольства России в Таджикистане И.Е. Бурулько затронул тему возникших трудностей в связи с пандемией, и в частности вопрос о прекращении международных авиасообщений. Многие студенты приехали в Таджикистан на празднование Навруза и не смогли вернуться в Россию для продолжения обучения (около 5000 студентов). Поскольку в Таджикистане высокая стоимость услуг интернета,  доступ к качественному интернету есть только в крупных городах, то И.Е. Бурулько выступил с рекомендацией оформлять академический отпуск студентам, у которых нет возможности заниматься дистанционно, и пообещал в новом учебном году «двойную порцию первокурсников из Таджикистана в российских вузах».

С темой готовности к началу второго семестра выступил проректор по международной и проектно-инновационной деятельности Южного федерального университета Е.Л. Муханов. Он поделился информационными механизмами взаимодействия с иностранными студентами в условиях новых вызовов и возможностей. В своём выступлении проректор Иркутского национального исследовательского технического университета, директор Байкальского института БРИКС Д.А. Савкин уделил особое внимание работе тьюторов и планам по организации практик для иностранных студентов.

Проректор по международной деятельности РУДН Л.И. Ефремова рассказала о проведённой подготовке ко 2 семестру, в частности о мониторинге качества обучения и образования, о своевременном осведомлении иностранных студентов в условиях происходящих изменений, об обоснованности принятия решений на основе нормативно-правовых актов.

Последовала информация о возврате студентов всех курсов к очному (аудиторному) формату обучения с соблюдением требований и рекомендаций Роспотребнадзора. Начальник Управления образовательной политики РУДН А.А. Воробьёва выступила с презентацией «Основные принципы организации учебного процесса в РУДН во 2 семестре». Она рассказала, что для иностранных студентов, не имеющих возможность въехать на территорию РФ, предусмотрено проведение дистанционных занятий и групповых консультаций, продление сессий в индивидуальном порядке, а проведение лабораторных и практических занятий переносится на июль – август 2021 года.

Для тех, кто находится в России, онлайн-формат занятий остаётся для непрофильных предметов. Кроме того, предусмотрены механизмы catch up – «догона студентов», если иностранные студенты возвращаются в течение семестра, то для них необходимые консультации и дополнительные часы организуются очно. А.А. Воробьёва подробно остановилась на примерах приказов по подразделениям, которые созданы для формирования расписания и режима занятий на факультетах и в институтах, а также приложений к ним с указанием входов, выходов в здания университета.

Лариса Ивановна сообщила, что проведение следующего вебинара планируется 25 февраля по итогам сессии иностранных студентов 2020/2021 учебного года и по теме: «Лучшие практики организации учебного процесса в период COVID». Вопросы можно присылать до 18 февраля.

Н.С. Трухановская в заключительном слове добавила, что на предстоящем вебинаре будет интересно проследить, как вузы начали выстраивать свою работу с иностранными студентами, которые въезжают в РФ и начинают учиться в рабочем режиме вуза.