С 2010 года СГУ и Учебный центр подготовки руководителей в городе Пушкин (Санкт-Петербург) связывают тесные партнёрские отношения. Программы, по которым проходят обучение университетские преподаватели, разрабатываются тремя сторонами образовательного процесса: нашим университетом, Ассоциацией классических университетов России и Центром подготовки руководителей. К концу срока стажировки есть возможность получить конкретный наглядный результат, оформленный в виде какого-либо интеллектуального продукта с чёткой практической значимостью.
Практика организации корпоративного повышения квалификации для сотрудников СГУ была связана с началом реализации Программы развития Национального исследовательского университета. Первый опыт по организации такого типа стажировок был предпринят в 2011 году, когда в общей сложности 102 сотрудника повысили свою квалификацию на двух корпоративных программах – «Управление инновационной деятельностью организации» Международного института менеджмента «Линк» в Саратове и «Методы и технологии управления в вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования» в Учебном центре подготовки руководителей в городе Пушкин (Санкт-Петербург).
В 2011 году основной состав прошедших стажировку в Пушкине составили заместители руководителей структурных подразделений университета по учебной работе, председатели научно-методических комиссий факультетов и институтов, заведующие кафедрами – непосредственные участники и руководители рабочих групп по разработке основных образовательных программ (ООП) и образовательных стандартов (ОС). В процессе стажировки были рассмотрены следующие вопросы: задачи вуза по реализации государственной образовательной политики; особенности уровневого образования в национальном исследовательском университете; методы реализации компетентностного подхода и организации учебного процесса в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения; новые правила аккредитации вуза; коммуникативные методики в условиях модернизации высшего профессионального образования; технология разрешения конфликтных ситуаций; обсуждение образовательной модели Саратовского университета. Таким образом, впервые стажировка, связанная с внедрением ФГОС, приобрела системный характер. В качестве итогового продукта участники стажировки представили материалы к нормативно-методической документации, актуальной для университета: к Положению об организации и контроле самостоятельной работы студентов, Положению о балльно-рейтинговой системе, Положению об индивидуальной образовательной траектории.
В 2012 году практика организации корпоративных повышений квалификации продолжилась – было реализовано три таких программы. На базе Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ в городе Пушкин по тематике «Методы и технологии организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» прошли обучение 50 сотрудников, 30 сотрудников – по тематике «Создание эффективной системы управления университетом». На базе Поволжского института управления – филиала РАНХиГС в Саратове 40 сотрудников прошли повышение квалификации по тематике «Государственная политика в сфере высшего профессионального образования и технологии образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».
В этом году стажировка проходила для преподавателей, осуществляющих подготовку по направлению «Педагогическое образование».
Стажёры участвовали в практикуме, связанном с организацией работы, формами консолидации в решении общих задач, установлением комфортного психологического климата в коллективе. Затем началась работа с экспертами – специалистами по актуальным проблемам модернизации высшего образования. К нашим преподавателям приехали профессора Московского государственного университета, Российского государственного педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Новгородского государственного университета.
В качестве экспертов со слушателями работали исполнительный директор Ассоциации классических университетов России Е.В. Караваева и проректор по учебно-методической работе нашего университета Е.Г. Елина.
На завершающем этапе стажировки преподаватели разрабатывали и представляли в университет проект Положения о педагогической практике аспирантов, коллективную монографию, посвящённую образовательным технологиям в педагогическом образовании, и методические рекомендации «Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения». Финальные презентации проектов прошли при участии ректора СГУ А.Н. Чумаченко.
Как отмечают слушатели, непосредственное участие в создании таких важных документов – важная составляющая стажировки. «Мы не просто получили нормативный документ, а прорабатывали каждый его пункт, основываясь на предшествующем опыте коллег и нормативных документах», – говорит один из стажеров, заведующий кафедрой спортивных игр Р.С. Данилов.
Одним из основных итогов стажировки являлась возможность использовать знания преподавателей в методической работе, связанной с переходом на новые образовательные стандарты «ФГОС 3+». Сейчас рабочая группа университета создаёт «банк» образовательных технологий, который явится приложением к коллективной монографии. Как рассказывает один из авторов, доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении М.В. Храмова завершить работу планируется в октябре.
Участники стажировки отмечают великолепную организацию образовательного процесса. «Нас постоянно вовлекали в тренинги, деловые игры, мы оперативно решали жизненные ситуации», – рассказывает доцент кафедры педагогики психологии и психодиагностики Т.Н. Черняева. Несомненное достоинство стажировки в командном духе – 50 сотрудников университета работали над общими задачами. «Такого опыта повышения квалификации нет ни у одного вуза Саратова, – считает Татьяна Николаевна. – Нам посчастливилось, что на стажировке осуществлялось командное взаимодействие. Мы сплотились, познакомились профессионально, изучили свои возможности. Теперь в университете есть серьёзная группа, которая готова развивать инновации в образовании».
Несмотря на строгий график учебных занятий, для участников стажировки проводились экскурсии по городу и его достопримечательностям. Неформальное общение во время экскурсионных поездок добавило ярких красок и эмоций и оставило неизгладимый след в памяти стажёров.