Цель изучения дисциплины |
усвоение профессиональных знаний в области анализа конкретных конфликтных ситуаций в сфере социологии конфликта, знакомство с процессом управления конфликтными обстоятельствами и приобретение навыков выработки стратегии урегулирования социальных конфликтов. |
Содержание дисциплины |
Теоретические направления исследования и практическая деятельность по урегулированию конфликтов. Структурные методы управления конфликтной ситуацией Третья сторона в урегулировании конфликта Технологии разрешения политических конфликтов. Переговоры как средство урегулированию конфликтов Социально-психологические технологии разрешения конфликтов. |
Формируемые компетенции |
УК-1, УК-3, ПК-1, ПК - 3, ПК-5. |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: основные методы сбора, анализа и синтеза информации в процессе управления конфликтами; основные стратегические подходы и социально-безопасные, партнерские способы взаимодействия; пути внедрения их в практику социального взаимодействия; современное состояние и направления развития методов научного исследования, основные подходы к применению информационных технологий в социологии конфликта при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; основные теоретические и эмпирические модели социальных процессов; методы анализа и синтеза информации в практике предупреждения социальных конфликтов; содержание процесса целеполагания социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества; способы использования знаний, концепций и категорий для получения новых сведений об объекте и субъекте конфликта и создании дополнительных условий для его разрешения. Уметь: выделять социальные проблемы, социальные противоречия и проблемные ситуации; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные явления и процессы; прогнозировать конфликты, обосновывать предположения об их возможном будущем возникновении или развитии, оценивать ситуацию в коллективе и выявлять причины потенциальных конфликтов; самостоятельно обобщать и критически оценивать результаты исследований отечественных и зарубежных ученых конфликтологов и социологов; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; применять теорию и методический инструментарий в контексте проектирования и прогнозирования конфликтов; формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения; применять методы сбора, анализа и синтеза социальной информации в процессе решения исследовательских задач с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий. Владеть: навыками социального анализа и прогнозирования в процессе выработки стратегии управления конфликтами; технологиями ведения переговоров и достижению согласия по прекращению конфликтного взаимодействия; навыками применения выбранных методов решения; опытом ведения дискуссию в процессе представления полученных результатов и материалов научных задач; навыками анализа теоретико-методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в управлении конфликтом; навыками разработки и использования социологического инструментария для диагностики различных видов социальных конфликтов; комплексом (системой) норм и приемов применения полученных научно-исследовательских результатов для решения профессиональных задач. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Пилотажное исследование, конференция, кейс метод, коллоквиум, презентация, устный опрос, творческое задание. |
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен (в 4 семестре) |