1. Цели освоения дисциплины
Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках современных естественнонаучных концепций, а также о взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры.
Основными задачами дисциплины являются повышение общего кругозора, развитие культуры мышления и формирование научного мировоззрения студентов-гуманитариев на основе знаний, связанных с:
- фундаментальными законами природы и методами естественнонаучных исследований;
- наиболее важными историческими этапами развития разных областей естествознания;
- общими научно-философскими концепциями, характеризующими современную естественнонаучную картину Мира;
- представлениями о единстве неживой и живой природы;
- совершенствованием процесса познания Мира.
Реализация перечисленных задач данной дисциплины позволит студентам приобрести знания, которые объединяют представления об объективном Мире в разных областях естествознания и которые помогут молодому специалисту в его дальнейшей деятельности понять и выявить причинно-следственные связи между свойствами, строением и функциями материальных объектов, а также механизмами явлений и процессов природного и искусственного происхождения.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» способствует расширению научных представлений об окружающем мире у студентов гуманитарных и социальных направлений образования, а также пониманию ими важности учета естественнонаучных аспектов при решении проблем их будущей профессиональной деятельности.
Особое внимание в курсе «Концепции современного естествознания» уделяется развитию межпредметных связей, отражающих сущность научно-философских и естественнонаучных проблем, которые имеют общий, универсальный характер и, вместе с тем, являются наиболее близкими к жизнедеятельности человека. К ним, прежде всего, относятся законы сохранения энергии и массы; проблемы перехода от классической физики к квантовым представлениям; концепция непрерывно-дискретных свойств материи; основы специальной и общей теорий относительности; проблемы связи между строением, свойствами и реакционной способностью веществ; концепции эволюционной и генетической биологии; теории происхождения и эволюции Вселенной, Солнечной системы, Земли и биологических систем; учение о биосфере; термодинамическая концепция эволюции живых существ позволяющая успешно решать проблемы геронтологии, диетологии и создания перспективных лекарственных препаратов.
В каждом разделе курса подчеркивается роль личности в поступательном развитии представлений об окружающем человека Мире, в основе которых лежат принципы преемственности, междисциплинарности и разумной достаточности при производстве и потреблении энергии, вещества и информации.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина (Б1.О.08) относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана ООП. Изучается во 2 семестре.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, приобретенные в средних учебных заведениях в области следующих дисциплин: основы математики, физики, химии, географии, экологии, биологии, астрономии. Знания, полученные студентами при изучении курса «Концепции современного естествознания», потребуются студентам при освоении «Научно-исследовательской работы», а также будут использованы как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности.
-
Результаты обучения по дисциплине
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.