Skip to main content Skip to search

Документы

Концепции современного естествознания 2021, 2023

1. Цели освоения дисциплины

Главная цель дисциплины «Концепции современного естествознания» – дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках современных естественнонаучных концепций, а также о взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры.

Основными задачами дисциплины являются повышение общего кругозора, развитие культуры мышления и формирование научного мировоззрения студентов-гуманитариев на основе знаний, связанных с:

- фундаментальными законами природы и методами естественнонаучных исследований;

- наиболее важными историческими этапами развития разных областей естествознания;

- общими научно-философскими концепциями, характеризующими современную естественнонаучную картину Мира;

- представлениями о единстве неживой и живой природы;

- совершенствованием процесса познания Мира.

Реализация перечисленных задач данной дисциплины позволит студентам приобрести знания, которые объединяют представления об объективном Мире в разных областях естествознания и которые помогут молодому специалисту в его дальнейшей деятельности понять и выявить причинно-следственные связи между свойствами, строением и функциями материальных объектов, а также механизмами явлений и процессов природного и искусственного происхождения.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» способствует расширению научных представлений об окружающем мире у студентов гуманитарных и социальных направлений образования, а также пониманию ими важности учета естественнонаучных аспектов при решении проблем их будущей профессиональной деятельности.

Особое внимание в курсе «Концепции современного естествознания» уделяется развитию межпредметных связей, отражающих сущность научно-философских и естественнонаучных проблем, которые имеют общий, универсальный характер и, вместе с тем, являются наиболее близкими к жизнедеятельности человека. К ним, прежде всего, относятся законы сохранения энергии и массы; проблемы перехода от классической физики к квантовым представлениям; концепция непрерывно-дискретных свойств материи; основы специальной и общей теорий относительности; проблемы связи между строением, свойствами и реакционной способностью веществ; концепции эволюционной и генетической биологии; теории происхождения и эволюции Вселенной, Солнечной системы, Земли и биологических систем; учение о биосфере; термодинамическая концепция эволюции живых существ позволяющая успешно решать проблемы геронтологии, диетологии и создания перспективных лекарственных препаратов.

В каждом разделе курса подчеркивается роль личности в поступательном развитии представлений об окружающем человека Мире, в основе которых лежат принципы преемственности, междисциплинарности и разумной достаточности при производстве и потреблении энергии, вещества и информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина (Б1.О.08) относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана ООП. Изучается во 2 семестре. 

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, приобретенные в средних учебных заведениях в области следующих дисциплин: основы математики, физики, химии, географии, экологии, биологии, астрономии. Знания, полученные студентами при изучении курса «Концепции современного естествознания», потребуются студентам при освоении «Научно-исследовательской работы», а также будут использованы как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности. 

  1. Результаты обучения по дисциплине




Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора (индикаторов) достижения компетенции

Результаты обучения

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

1.1_Б.УК-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.  Осуществляет декомпозицию задачи.

2.1_Б.УК-1. Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.  

3.1_ Б.УК-1. Рассматривает различные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.

4.1_ Б.УК-1. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки. 

Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.

5.1_ Б.УК-1. Определяет и оценивает практические последствия возможных решений задачи.

Знать: - основные достижения современного естествознания;

- соотношение естественных и гуманитарных наук в объяснении картины мира;

- место естественных наук в объяснении картины мира;

- предметные области естественных наук;

- исторические аспекты развития естествознания;

- основные естественнонаучные концепции, принципы, теории.

Уметь: - применять естественнонаучные знания для объяснения предметов и явлений окружающего мира;

- проводить различие между научным и ненаучным подходом к интерпретации картины мира;

-учитывать ограничения предметных областей естественных наук при объяснении картины мира;

- учитывать специфику научного познания при восприятии, понимании и объяснении предметов и явлений действительности в целях их исследования;

- работать с естественнонаучной литературой разного уровня (научно-популярные издания, периодические издания).

Владеть: - готовностью к выявлению различия между научным и не отвечающим требованиям науки объяснением предметов и явлений окружающего мира;

-основным понятийным аппаратом естественных наук; 

- навыками библиографической работы с учетом специфики предметных областей и основных естественнонаучных концепций;

- навыками применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных явлений.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 
Файл рабочей программы (очная форма): 
Файл рабочей программы (заочная форма):