1. Цель освоения дисциплины: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Задачи:
1. Оздоровительные задачи –укрепление здоровья, улучшение физического и психического состояния, коррекция телосложения. Результатом решения этой задачи должно стать улучшение физического развития студентов.
2. Образовательные задачи – формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни, обеспечение необходимого уровня физической и психической подготовленности студентов для обеспечения жизнедеятельности, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий физической культурой, самоопределение в физической культуре.
3. Воспитательные задачи – формирование потребности в физическом самосовершенствовании и подготовке к профессиональной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни, воспитание физических и волевых качеств, содействие эстетическому воспитанию и нравственному поведению.
Организация учебных занятий. Для проведения учебной работы студенты распределяются по учебным отделениям:
-
основное – для студентов основной и подготовительной медицинских групп;
-
специальное медицинское – для студентов специальной медицинской группы и освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок.
Распределение по учебным группам проводится в начале учебного года на 1 курсе с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, интересов студентов.
Основными направлениями в группах основного учебного отделения являются: всестороннее физическое развитие, овладение техникой избранного вида спорта, формирование знаний о развитии двигательных навыков, физических способностей, средств и методов физического совершенствования, развитие профессионально значимых психофизических и личностных качеств, формирование интереса и потребности к занятиям физической культурой, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Студенты, имеющие хронические заболевания или освобожденные от занятий на длительный срок составляют специальное медицинское отделение. Учебный процесс в этом отделении направлен на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, получение знаний о характере своего заболевания и возможностях использования физической культуры как средства профилактики и лечения. В процессе занятий большое внимание методико- практическим рекомендациям по индивидуальному подбору оздоровительных средств физической культуры. Студенты, освобожденные от практических занятий, выполняют реферат, тема которого связана с причиной освобождения.
Медицинский контроль осуществляется медицинским пунктом СГУ. Врачебное обследование студентов проводится до начала учебных занятий по физическому воспитанию на 1 курсе и повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями. Преподаватели кафедры совместно с врачом осуществляют контроль за состоянием здоровья студентов в процессе занятий, за санитарно-гигиеническими условиями и состоянием мест занятий, за соблюдением гигиенических требований (одежда, обувь, режим питания и др.), а также профилактику травматизма.
Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура и спорт» не допускаются.
Основные разделы программы.
Учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» включает в качестве обязательного минимума следующие разделы:
-
теоретический – формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
-
практический–обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, приобретение опыта творческой, практической деятельности, развитие самостоятельности в физической культуре и спорте в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования и развития важнейших свойств и качеств личности;
-
контрольный –определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Физическая культура и спорт» (Б1.О.31) относится к обязательной части блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП направления подготовки бакалавриата 09.03.03 «Прикладная информатика» профиль Прикладная информатика в социологии
В основу настоящей программы положены следующие основополагающие документы, определяющие направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа