Skip to main content Skip to search

Документы

Цели и задачи освоения дисциплины «Теория, методология и история социологии».

Цели дисциплины:

  • раскрыть исторический, теоретический и методологический аспекты единого процесса социологического познания общества и социологические теории, в которых представлен фундаментальный уровень теоретического знания
  • сформировать у аспирантов базовый уровень социологических знаний в условиях плюрализма современной теоретической мысли.
  • обеспечить в процессе преподавания овладение обучающимися научным содержанием и структурой современного социологического знания и методикой практических навыков в организации и проведении социологических исследований.

               Задачи дисциплины «Теория, методология и история социологии» обусловлены целями ее изучения и могут быть определены следующим образом:

  • раскрыть идейно-теоретические истоки социологической науки и значение социологических идей.
  • представить хронологические, проблемные и национальные этапы в развитии мировой социологической мысли.
  • изучить вклад в развитие мировой социологии крупнейших западных, американских и российских социологов.
  • раскрыть основные направления в истории социологии XIX – XX веков
  • представить развитие эмпирической социологии.
  • совершенствовать практические навыки социологов в организации и проведении социологических исследований.
  • раскрыть современные социологические теории.
  • изучить развитие социологии как науки в современном российском обществе.

 

В результате теоретического изучения дисциплины аспирант должен

знать:

  • основные этапы развития социологии как науки.
  • особенности возникновения, формирования и функционирования социологии в России.
  • основные проблемы и направления исследования науки социологии, ее функции, уровни знания, методологию и методику исследования социальной реальности.
  • этические проблемы и аспекты науки и научной деятельности.
  • современное состояние и развитие прикладной социологии.

 

уметь:

  • ориентироваться в основных мировоззренческих и методологических проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития.
  • обосновать структуру научного социологического знания и его основные элементы.
  • раскрыть преемственность социологических концепций и теорий в ракурсе исследования как общества в целом, так и отдельных его элементов.
  • адаптировать полученные по истории  социологии знания для целей преподавания социологических дисциплин.
  •  аргументировано анализировать основные идеи известных представителей отечественной и западной социологии.

 

владеть:

  • основами и принципами критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии, анализу наследия ведущих представителей западноевропейской и отечественной социологической мысли.
  • навыками  популяризации и ознакомления общественности с ролью,  функциями и задачами науки в обществе
  • методологическими подходами и принципами, позволяющими анализировать  идеи ведущих представителей социологического знания.
  • приемами и основными методиками анализа   социальных явлений и процессов в фундаментальных и прикладных областях социологии