23 августа 2019 года факультет психологии в восьмой раз провел Летнюю школу по ордерным исследованиям. Местом проведения Школы был выбран тренинг-зал Регионального Центра практической психологии (РЦПП СГУ) на улице Горького, 6. Зал собрал группу преподавателей, соискателей, выпускников магистратуры и студентов бакалавриата, работающих в рамках ордерной методологии социально-психологических исследований. Впервые Школа открыла свою внутреннюю творческую «лабораторию» только что поступившим первокурсникам и абитуриентам коммерческой формы обучения.
В этом году работа Летней психологической школы по ордерным исследованиям началась с Круглого стола, в рамках которого постоянные участники Школы поделились событиями года, прошедшего с момента проведения Школы - 2018. Большое внимание было уделено обсуждению прочитанных каждым за год книг и статей, проведенных тренингов, участию в исследовательских проектах и конференциях.
Научную часть Школы открыл доклад доцента кафедры общей и социальной психологии А.Ю. Смирновой («Культура как детерминанта переживания субъективной незащищенности в сфере труда»). Анна Юрьевна рассказала о своем новом исследовании, в котором, в частности, оценила связь ордерных типов личности руководителя-лидера с уровнем развития его управленческих компетенций. Результат исследования показал, что наиболее высокий уровень управленческих компетенций характерен для лидера – «пастыря» (ориентация на смысловое единство коллектива), на втором месте находится лидер –«командир» (ориентация на целевое единство коллектива) и самый слабый результат показывают лидеры – «родители» (ориентация на эмоционально- ценностное единство коллектива).
Развитие своего диссертационного исследования представил соискатель кафедры общей и социальной психологии доцент А.А. Карелин (« Взаимосвязь организационной культуры и групповой сплоченности со структурой временной перспективы смысловой сферы личности»). Андрей Александрович уточнил данные, показавшие связь субордеров организационной культуры с групповой сплоченностью и временной ориентацией (самая сплоченная и ориентированная на прошлое - «семейная» культура, менее сплоченная и ориентированная на будущее – «армейская» культура).
Результаты магистерских исследований представили выпускники магистратуры этого года И.В. Куликов («Сравнительный анализ организационных культур региона и предприятия региона: ордерный подход») и С.Д. Крикун («Метафорическое моделирование как инструмент работы наставника в организации»). Соискатель кафедры общей и социальной психологии военный психолог А.И. Шовкуненко представил результаты эмпирического исследования на тему «Ордерная диагностика и сравнительный анализ культур военной и гражданской организаций».
Завершающий доклад сделала научный руководитель Школы профессор Л.Н. Аксеновская («Этико-смысловая подсистема смысловой системы организационной культуры: к разработке нового метода диагностики»), в котором представила в дискуссионной форме основные проблемы, связанные с разработкой измерительных инструментов этико-смысловых систем организационной культуры.
Подводя итоги прошедшей работы, Л.Н. Аксеновская отметила, что уровень исследовательски проектов повышается, они становятся сложнее и разнообразнее. И в то же время растет практическое применение полученных результатов.