Целями освоения дисциплины «Зоопсихология, сравнительная психология и этология» являются:
-
Изучение психики животных в целях выявления предпосылок развития психики человека, проведение сравнительного анализа психики животных и психики человека в процессе эволюции; сопоставление психосоциальных явлений у человека и животных.
-
Формирование представлений о спонтанном (инстинктивном) поведении человека.
-
Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к анализу эволюционных корней психических процессов у человека.
-
Дисциплина представляет собой введение в основные разделы современной зоопсихологии, дает представление об эволюционных истоках психической деятельности человека.
Дисциплина включает следующие разделы и темы:
Раздел 1. Зоопсихология.
Тема 1. Введение в зоопсихологию. Методы зоопсихологии
Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук. Зоопсихология и этология. Этология как одно из направлений психики животных. Общая характеристика психики животных. Основные направления в изучении поведения животных. Предпосылки возникновения зоопсихологии. Основные положения школы механицистов. Школа объективистов. Методы зоопсихологических исследований.
Тема 2. Инстинкт
Понятие инстинкта. Основные определения понятия «инстинкт»: достоинства и недостатки. Структура инстинкта. Аппетентное поведение и КФД. Изменчивость структуры инстинктивного поведенческого акта. Ключевые раздражители. Вакуумная активность. Гидравлическая модель К. Лоренца. Иерархическая теория инстинкта Н. Тинбергера. Таксисы и их типы, кинезы.
Тема 3. Поведение
Внутренние факторы инстинктивного поведения. «Биологические часы» животных. Внешние факторы инстинктивного поведения. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Способность к научению. Основные аспекты формирования компонентов поведения
Тема 4. Научение
Процесс научения. Факультативное и облигатное научение. Значение процесса научения. Навыки. Методы выработки навыков. Дрессировка. Роль познавательных процессов в формировании навыков. Раздражение у животных. Облигатное и факультативное имитационное научение. Научение на разных этапах поведенческого акта.
Тема 5. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе
Общая характеристика развития поведения в пренатальном периоде. «Эмбриональное научение» и созревание. Акустический контакт между эмбрионом и родительскими особями у птиц. Значение эмбриогенеза для развития психического отражения. Общая характеристика развития поведения в раннем постнатальном периоде. Развитие поведения у зрело и незрело рождающихся животных. Значение заботы о потомстве. Развитие двигательной активности в раннем постнатальном периоде.
Тема 6. Общая характеристика психики животных. Эволюция психики
Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики. Появление нервной системы и основные этапы ее развития. Пластичность поведения и психическое отражение на высшем уровне элементарной сенсорной психики. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Двигательные и сенсорные способности высших беспозвоночных. Предметное восприятие на низшем уровне перцептивной психики. Характеристика высшего уровня перцептивной психики. Локомоция и манипулирование у высших позвоночных.
Раздел 2. Сравнительная психология.
Тем 7. Генетическое родство психики человека и животного
Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия. Врожденные, инстинктивные компоненты поведения человека. Изменение формы и содержания в процессе антропогенеза. Значение эволюции гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих для предыстории антропогенеза. Предметные манипуляции ископаемых обезьян как фактор зарождения трудовой деятельности человека
Тема 8. Биологически е предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи
Эволюция психики человека в филогенезе. Коммуникативные средства современных обезьян и их качественные отличия от членораздельной речи. Возможности и пределы общения человека с антропоидами и другими высшими позвоночными при помощи искусственных коммуникативных систем. Интеллект антропоидов и человеческое сознание, их коренные различия. Определяющая роль деятельности и общественно-исторического развития в зарождении и формировании человеческого сознания.
Раздел 3. Этология
Тема 9. Этология как одно из направлений изучения психики животных. Генетика поведения
Работы Д.Уайта, Ш.Ж. Леруа, К. Лоренца, Н. Тинбергена. Причины поведения. Предмет этологии. Сравнительный подход к изучению поведенческих реакций животных. Предмет генетики поведения. Метод картирования. Задачи генетики поведения. Современная эпигенетическая концепция. Экспрессия генов в мозге.
Тема 10. Использование знаний о психике животных
Использование зоопсихологических знаний в деятельности человека. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми.