Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психотехнология тренинга» являются:
- развитие способности и готовности выпускника к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду и группе психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
- формирование системы профессиональных знаний о целях, задачах, правилах, принципах и механизмах использования психотехник управления социально-психологическими процессами и состояниями в тренинге;
- подготовка к участию в организации работы, направленной на оптимизацию психического функционирования индивида и группы в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи дисциплины:
- знакомство с психотехнологией как наукой о практическом использовании психологических техник управления;
- формирование представлений о задачах, структуре и прикладном значении социально-психологического тренинга;
- знакомство с теоретико-методологическими основами тренинговой работы;
- овладение основными процедурами социально-психологического тренинга;
- формирование стандартных умений и навыков проведения социально-психологического тренинга.
В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению дисциплины «Психотехнология тренинга» используются образовательные технологии, направленные на актуализацию творческой активности и инициативы студента, повышение уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы и позволяющие формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствуют следующие активные инновационные методы обучения.
Лекция – пресс-конференция. Предполагает объявление темы лекции и предложение студентам письменно задавать вопросы преподавателю по данной теме. Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5 минут. Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает лекцию в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» (уровень специалитета) в ходе учебного процесса по освоению дисциплины «Психотехнология тренинга» в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения практических занятий – элементов психологических тренингов:
- элементы тренинга начинающего тренера;
- элементы социально-психологического тренинга;
- элементы тренинга эмоциональной компетентности;
- элементы тренинга эффективной коммуникации;
- элементы тренинга саморегуляции.
Практические занятия предоставляют студентам возможности получения опыта участия в тренинге, а также проведения подготовленных самостоятельно элементов тренинга под супервизией профессионала.
Данные занятия представляют собой специальную систематическую тренировку, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании умений и навыков проведения тренинговых занятий; установления, поддержания контакта с группой; выстраивания психодиагностической беседы с кандидатами в тренинговую группу; осуществления систематического наблюдения и саморефлексии ведущего тренинга; эффективного применения активного и эмпатического слушания; исследования проблемных ситуаций и запросов участников; позитивной обратной связи в группе; оказания психологической поддержки; организации группового процесса в тренинге; планирования достижения поставленных целей и задач в групповой работе; а также навыков саморегуляции своей профессиональной деятельности и эмоциональных состояний с целью снижения рисков нанесения вреда и профилактики эмоционального сгорания психолога.
Среди видов активности на практических занятиях анализируются и оцениваются:
- активность участия;
- умение четко следовать инструкциям к применению упражнений и методик в психологическом тренинге;
- умение анализировать групповой процесс и механизмы управления им;
- умение применять полученные теоретические знания при выполнении практических заданий.