Целями освоения дисциплины «Методика преподавания психологии» являются формирование у студентов компетенций, связанных с решением задач психологического просвещения, а также задач прогнозирования и реализации учебно-воспитательного процесса.
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Теория обучения и преподавания. Современные тенденции развития образования
Специфика образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе психолого-педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методик и преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности. Теоретическая и практическая психология. Особенности предмета психологии как науки. Взаимосвязь теоретической и практической психологии.
Раздел 2. Принципы обучения взрослых
Принципы обучения взрослых. Педагогическая и андрогогическая модель обучения. Понятие технологии обучения. Этапы технологии обучения: диагностика, планирование, создание условий для реализации процесса обучения, реализация процесса обучения, оценивание (контроль). Психология активных методов обучения. Преподавание в вузе - развивающее обучение; методы проблемного обучения; методы интерактивного обучения; методы программированного обучения.
Раздел 3. Формы и методы преподавания психологии
Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории усвоения. Теория усвоения знаний как основа определения системы методов обучения и выбора последовательности методов.
Планирование и организация занятий по целому курсу. Выделение задач и организация содержания для аудиторной и самостоятельной работы. Распределение учебного времени для решения задач, объяснения, освоения и контроля. Особенности организации лекций, семинаров, практикумов, форм самостоятельной работы, экзаменов. Использование системы методов в каждой из форм преподавания психологии. Требования к качествам личности специалиста-психолога. Личностный рост. Дискуссия об отнесении практической психологии к сфере науки или искусства.
Раздел 4. Лекционная форма обучения. Методика чтения лекции. Методика проведения семинарских и практических занятий
Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Лекционная форма обучения. Основные функции лекции: информационная; ориентирующая; разъясняющая; убеждающая (прямое и косвенное доказательство); увлекающая. Содержание лекции. Принципы отбора материала для лекции. Методика чтения лекции. Требования к методике лекционного преподавания. Наглядность в преподавании теоретической психологии: использование литературных примеров. Метафора в преподавании психологии.
Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия и другие.
Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме, лекции; структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции. Выбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Анализ типового лекционного занятия.
Раздел 5. Формы учебных занятий и методика их проведения
Учебная задача - основная структурная единица практического занятия. Два принципа разработки учебных задач: "от теории - к практике", "от жизни - к теории". Учебные задачи для лабораторных занятий. Методические требования по преподаванию лабораторных занятий. Учебная дискуссия, ее структура. Общая схема действий преподавателя по подготовке дискуссии на семинарском занятии. Требования к организации учебной дискуссии. Методика организации и управления учебной дискуссий. Общая схема действий преподавателя по подготовке и проведению семинарского (практического) занятия.
Раздел 6. Управление самостоятельной работой студентов
Организация самостоятельной работы при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности (планирование и выдвижение целей и задач, выбор средств самостоятельной работы; действия организации усвоения знаний, действия самоконтроля и организации времени жизни). Управление самостоятельной работой студентов. Умение студента самостоятельно работать с литературой. Условия, способствующие их формированию: решение задач, позволяющих применять знания на практике; комплексный подход к самостоятельной работе; структурированность самостоятельной работы. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии.
Раздел 7. Контроль и коррекция учебной деятельности
Организация проведения контроля в процессе обучения психологии. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности. Выбор и реализация методов и средств контроля. Самоконтроль в форме специфического учебного действия. Методика обучению самоконтролю. Основные и условия эффективности контроля учебной деятельности. Аттестация и экзамен как формы педагогического контроля Приемы формирования действий взаимо- и самоконтроля.
Способы проведения промежуточных аттестаций, способов проведения итоговой аттестации в условиях получения по ней положительной оценки.