Рабочая программа дисциплины
Преподавание психологии в системе
высшего и дополнительного образования
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» являются формирование у слушателей компетенций, связанных с решением задач психологического просвещения, а также задач прогнозирования и реализации учебно-воспитательного процесса.
Основные задачи курса:
- овладение психолого-педагогическим, методологическим и общекультурным содержанием, необходимым для преподавания курса "Психология" в различных учебных заведениях;
- освоение различных форм учебных занятий и овладение методикой их проведения;
- получение первоначальных умений разработки методических, дидактических и иных психолого-педагогических материалов, необходимых для преподавания психологии;
- стимулирование творческого самовыражения студентов.
Кроме того, к задачам дисциплины следует отнести:
обеспечение овладением знаниями о:
•основных тенденциях и перспективах развития отечественной и зарубежной высшей школы; изменениях, происходящих на современном этапе модернизации образования;
•целях обучения и воспитания в высших учебных заведениях, уровнях и способах их задания;
•путях отбора, структурирования и предъявления содержания обучения;
•требованиях к выбору и реализации методов, форм и средств обучения и воспитания;
•психолого-педагогических требованиях к применению инновационных технологий в образовательном процессе;
•функциях, видах, формах и частоте контроля, требованиях к содержанию контрольных заданий;
•способах и средствах обеспечения развития субъектов образовательного процесса;
•методах совершенствования педагогического мастерства;
•типах, структурных компонентах, параметрах образовательной среды, способах ее проектирования и экспертизы.
Программа курса включает систему знаний и умений по решению каждой из перечисленных профессиональных задач. Ориентация в курсе на общие психолого-педагогические компетенции позволяет раскрыть научные основы обучения независимо от ступени образования и частных особенностей преподаваемого предмета. Большое внимание уделяетсяизложению достижений отечественной и зарубежной психологии по организации и совершенствованию учебного процесса в целом и каждого его компонента в отдельности.
Условием эффективного усвоения содержания курса является обязательное сочетание теоретических занятий с практическими, на которых отрабатываются выделенные общие умения, входящие в них знания, а также ихприменение при организации процесса обучения конкретного предмета.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» относится к профессиональному циклу (входит в его базовую часть) и находится в тесной связи с другими общими курсами, поскольку нацеливает студентов на приложение знаний, полученных при изучении таких дисциплин как «Методологические проблемы психологии», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», и способствует решению задач в практической сфере психологии образования. Содержание данного курса является основой для прохождения научно-педагогической практики.
3. В результате прохождения этой дисциплины профессионального цикла студент должен:
знать:
- Определения основных понятий и терминов психологи;
- Закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания;
- Основные области практических приложений психолого-педагогических знаний;
- Функции психолога в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса.
- Историю развития и современное состояние различных направлений психологии.
уметь:
- Преподавать психологию в высших учебных заведениях;
- Проводить психолого-педагогические исследования и обследования и обрабатывать их результаты;
- Участвовать в планировании и проведении психолого-педагогических исследований и обследований субъектов образовательного процесса;
- Участвовать в проектировании, экспертизе и выработке программ коррекции образовательных сред;
- Выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений.
владеть:
- Основными понятиями психологии;
- Этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований;
- Методами психолого-педагогического исследования и обследования (включая тестовые).
- Методами преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Файл рабочей программы (очная форма):
Файл рабочей программы (Очно-заочная форма):