Кафедра методологии образования: история и современность
Начало деятельности кафедры датировано 30-ми г.г. XX века в рамках Саратовского Государственного педагогического института им. К.А.Федина. Академик Н.Ф. Познанский стал заведующим кафедры педагогики в 1923 году. Становлением кафедра обучазан видным советским ученым: профессору М.С. Кобзев, доцентам: К.А. Асеевой, В.П. Чубукову, М.В. Башкирову, В.М. Вершининой, Р.А. Лопатникову, П.В.Пегову и другим.
В апреле 2003 года произошло объединение кафедры педагогики СГПИ им. К.А.Федина (зав. каф. Паринова Г. К., канд. пед. наук, профессор) и кафедры педагогики начального и дошкольного образования того же вуза (зав. каф. Кошкина И. В., канд. пед. наук, доцент). В результате была организована кафедра общей педагогики. В 2009 г., в связи с расширением научной и образовательной деятельности, она была переименована в кафедру методологии образования, руководство которой с 2014 года и по сей день осуществляет доктор педагогических наук, профессор Александрова Екатерина Александровна.
Основной целью деятельности кафедры является повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов сферы дошкольного образования (бакалавриат), представителей управленческого аппарата в системе образования (магистратуры «Менеджмент дошкольного образования» и «Управление образовательными организациями»), научных работников (аспирантура по педагогическим специальностям 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования)
Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает проведение курсов педагогической направленности, реализуемых в различных институтах и факультетах университета (факультет психолого-педагогического и специального образования, Институт искусств, Институт физкультуры и спорта, Институт филологии и журналистики, Институт химии, факультет иностранных языков и лингводидактики). Преподаватели кафедры осуществляют руководство летней вожатской практикой, организационно-педагогическими и психолого-педагогическими практиками и иными практиками бакалавров, магистрантов и аспирантов в образовательных организациях,в детских образовательно-оздоровительных лагерях и центрах г.Саратова и Саратовской области, а также иных регионов РФ; курсовыми и выпускными квалификационными работами, в т.ч. диссертационными исследованиями.
В центре научной деятельности сотрудников кафедры стоит проблема изучения феномена педагогического сопровождения в различных его теоретических и прикладных аспектах.
В декабре 2020 года были подведены итоги работы над кафедральной темой «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве» посвящена исследованию процессов педагогической поддержки и сопровождения развития растущего человека в процессе реализации им культурных практик во внеаудиторной и внеурочной деятельности, становления эмоционального интеллекта, умений самостоятельно решать собственные проблемы и становится успешным, что является условием динамичного развития образовательного пространства, а также изучению современных тенденций влияния родительского воспитания на развитие личности ребенка, в том числе и средствами игровой деятельности. Исследования по теме «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве» были нацелены на педагогическое обоснование и разработку эффективных моделей и культурно-педагогических практик педагогического сопровождения растущего человека, предполагающих как совместную, так и индивидуальную работу педагога в сфере воспитания личности на основе базовых культурных ценностей.
В декабре 2021 года кафедрой было выбрано следующее направление научно-исследовательской работы: "Трансформация воспитательной системы в образовательном пространстве". Цель НИР: научное обоснование и разработка логики трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве. Содержание: выявление тенденций трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве; изучение специфики восприятия субьектами воспитательного процесса ресурсов современного образовательного пространства; определение смыслового, деятельностного и рефлексивного контекстов сопровождения трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве; проведение международной конференции «Гуманизация образовательного пространства».
Результаты исследований докладываются на международных, всероссийских, научно-методических конференциях, форумах, симпозиумах, семинарах, а также на ежегодном международном форуме «Гуманизация образовательного пространства», организуемого на факультете психолого-педагогического и специального образования.
Различные аспекты кафедральной темы – проблемы педагогического сопровождения развития личности в образовательном пространстве – раскрываются аспирантами в диссертационных работах, выполненных под руководством преподавателей кафедры методологии образования: д-ра пед. н., проф. Е.А. Александровой, д-ра пед. н., доц. М.А. Максимовой; доц. М.Н. Бурмистровой, Л.В. Гориной, И.В. Кошкиной, Н.Н. Саяпиной.
В 2021 при научном консультировании проф. Е.А. Александровой была успешно защищена докторская диссертаций доц. Максимовой Е.А. на тему "Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов".
На кафедре, под руководством сотрудников, в раные годы были созданы научно-исследовательские группы студентов «Шаг в профессию» (доц. М.Н. Бурмистрова), «Индивидуализация образовательной рботы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» (доц. Л.В. Горина), «Использование современных подходов в образовании (доц.кафедры Козлова О.А.), «Методологические основы творческого саморазвития будущих учителей начальной школы» (доц. И.В. Кошкина), «Аксиологические основы профессионально-личностного становления учителя» (доц. Е.А. Никитина), «Актуальные проблемы образования в современной школе»» (доц. Н.Н. Саяпина) и др.
Подготовка научно-педагогических кадров для российских и зарубежных вузов и других образовательных организаций ведется под руководством профессоров и доцентов кафедры: Александровой Е.А., Бурмистровой М.Н., Саяпиной Н.Н., Кошкиной И.В., и др. Результатом такой деятельности явилась подготовка более 90 кандидатов педагогических наук. Под руководством профессора Г.К. Париной были защищены 46 кандидтских диссертаций, под руководством профессора Александровой Е.А. - 24 кандидатских диссертации, направленность которых позволяет судить о формировании определенной научной школы «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве» (См. п. 51.https://old.sgu.ru/research/napravleniya-nauchnyh-issledovaniy-sgu)
Результатом более чем пятилетних исследований в рамках разрабатываемой сотрудками кафедры темы «Продуктивное образование» явилась подготовка и защита диссертационных исследований посвященных продуктивному подходу к организации образовательного процесса, а также возникли и активно развиваются такие образовательные проекты, как ежегодная Международная конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (2004 - по наст. время, на базе Лицея-интерната естественных наук при СГАУ им. Н.И. Вавилова), ежегодный Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» (на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»).
Из истории: Лаборатория продуктивного образования (Лаборатория PL) была создана при кафедре в 2004 году совместно с лабораторией культурологии образования Института педагогических инноваций РАО (г. Москва) и функционировала до 2011 года включительно. Изначально в нее входили преподаватели кафедры педагогики Педагогического института СГУ им Н.Г. Чернышевского, сотрудники упомянутой лаборатории, представители Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова, коллектив Вольского педагогического колледжа им Ф. Панферова, администрация лицея-интерната при Саратовском аграрном университете им. Н.А.Вавилова, коллектив средней школы № 43 г.Саратова, преподаватели ТРИЗ и информатики Лицея прикладных наук СГУ. Поскольку в работа Лаборатории PL участвовали представители среднего, среднего профессионального и высшего образования, это гарантировало соблюдение принципов непрерывности и преемственности в разрабатываемой системе продуктивного образования. В то время основная цель нашей работы состояла втом, чтобы изучить теоретические основы продуктивного подхода к организации образовательного процесса; разработать методические основы создания условий для предоставления учащимся и студентам возможности учиться в процессе реального дела у мастеров (профессионалов), совместно с ними выполнить конкретный проект (работу), возвращаясь в здание школы, колледжа, ВУЗа («учебную мастерскую») для группового обсуждения проблем обучения и практики, консультаций с тьютором (наставником) и подготовки отчётов по проектам. Концептуальная основа деятельности Лаборатории представлена в статье Н.Б. Крыловой и размещена на сайте кафедры методологии образования. Подробно процесс организации работы лаборатории и примеры из нашего опыта вы также можете прочитать в размещенной на сайте кафедры статье "Как мы лабораторию создавали" (версии на английском и русском языках).
Результатом более чем пятилетних исследований в рамках созданной при кафедре лаборатории «Продуктивное образование» явилась подготовка и защита диссертационных исследований посвященных продуктивному подходу к организации образовательного процесса, а также возникли и активно развиваются такие образовательные проекты, как ежегодная Международная конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (2004 - по наст. время, на базе Лицея-интерната естественных наук при СГАУ им. Н.И. Вавилова), ежегодный Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» (на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»).
В настоящее время Лаборатория PL переживает этап своего возрождения. Молодые педагоги, студенты всех уровней образования остро нуждаются в педагогическом сопровождении в процессе адаптации к профессии, и, в этой связи, мы выражаем надежду, что мероприятия, организуемые в рамках деятельности Лаборатории РL станут всяческим подспорьем на этом пути. Также обращаем внимание молодых педагогов, что нами опубликовано 12 выпусков Альманаха "Продуктивное образование", с содержанием которых вы также можете познакомится на нашем сайте. Эти выпуски, по сути, представляют собой хрестоматию по проблемам продуктивного и проектного подхода. В них собран уникальный материал по методологии, теории и практическому воплощению идей сторонников PL, правилам и принципам организации проектой деятельности в школе, дошкольных обьразовательных организациях, а также организациях дополнительного образования детей и молодежи.
В начале 2021 года кафедра методологии образования выступила инициатором заключения договора о сотрудничестве нашего университета с ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». Еще до заключения официального договора в рамках сотрудничества коллегами было проведено более 10 межрегиональных сетевых дистанционных семинаров в рамках общей темы «Антропология детства и образования». Соглашение о сотрудничестве № 21-105/1 от 25.01.21 лишь фиксирует его факт. Среди обсуждаемых вопросов такие, как «Двор моего детства»: антропологическая реконструкция досуговых практик, «Внешкольные пространства жизненного мира школьника», Социально-педагогическая реконструкция жизненных траекторий различных категорий обучающихся, «Жизненный мир .советских детей в пионерских лагерях 1950-80 гг. реконструкция по воспоминаниям современников» и мн.др.
Мы полагаем, что данная деятельность будет интересна и полезна не только студентам университета, но и его выпускникам, молодым педагогам, которые только проходят процесс профессиональной адаптации. Также мы обращается и к опытным педагогам, поскольку их воспоминания и «педагогический ресурс» позволят прецедентно рассмотреть вопросы, связанные с модернизацией воспитывающих практик.
Научная деятельность сотрудников кафедры была поддержана грантами РГНФ и РФФИ, результаты исследований отражены в монографиях, научных статьях, опубликованных в рецензируемых журналах. Более 250 работ, посвященных вопросам становления воспитательных систем, работе классного руководителя, тьютора, индивидуальным образовательным траекториям) известны далеко за пределами Саратовской области. Книги и статьи сотрудников кафедры печатаются в таких известных центральных издательствах, как «Народное образование», «Первое сентября», «Сентябрь» и др.
Сотрудники кафедры регулярно читают лекции, проводят семинары и мастер-классы, например, в качестве ведущих Всероссийского марафона учебных предметов (2014), Всероссийских Недель школьной психологии (2006 – по настоящее время); Всероссийских Педагогических мастерских (2008 – по настоящее время), проекта «Перекрестков педагогики и психологии» (2009 – по настоящее время), а также сотрудничая с институтами развития образования гг. Ульяновска, Красноярска (Россия), Институтов изучения семьи, детства и воспитания РАО (Москва, Россия), гг. Минска, Барановичи (Белоруссия).
Сотрудничество осуществляется и в рамках взаимодействия с Саратовским областным институтом развития образования. Сотрудники кафедры читают лекции и проводят проблемные семинары, посвященные управлению образовательными системами, развитию воспитательных систем, воспитанию и развитию детей, взаимодействию образовательных организаций и родителей, профориентационной работе в городах и селах нашей области.
Во многом благодаря научным трудам и лекциям сотрудников кафедры, диссертациям их аспирантов в Саратовской области в практике образования распространились такие педагогические концепции, как концепция педагогической поддержки, индивидуализации образования и, впоследствии, концепция тьюторской деятельности. Как результат, аспирантом кафедры Д.А. Логиновым в Саратовской области создана тьюторская ассоциация, вступившая в Межрегиональную тьюторскую ассоциацию (http://thetutor.ru/region/Saratov).
Сотрудниками кафедры созданы и активно развиваются инновационные формы воспитательной и профориентационной деятельности. Так, весьма востребованным и жизнеспособным явился проект, созданной доцентом М.Н. Бурмистровой «Шаг в профессию». Это конкурс педагогического мастерства, который был разработан и проведен еще кафедрой педагогики СГПИ им. К.А.Федина, а сейчас стал общеуниверситетским (2004-по наст. время). Традиционно он проводится в несколько этапов, в ходе которых студенты должны презентовать свое педагогическое кредо, «Мои педагогические максимы», представить свое решение педагогических ситуаций, провести урок, показать фрагмент внеклассного мероприятия, провести родительское собрание и т.д.
В 2013 г. кафедра явилась инициатором организации и проведения в масштабах СГУ имени Н.Г. Чернышевского Недели педагогического образования, которая стала традиционной и проводится ежегодно как педагогический форум студентов, преподавателей, педагогов школ и учреждений дополнительного образования. Мероприятия Недели отличаются диалогичностью, предоставляют возможность познакомиться с различными подходами к образованию, пользуются все возрастающей популярностью не только в университете, но и за его пределами.
Также сотрудники кафедры принимали участие в курировании нового образовательного проекта по подготовке учителей для гимназии "Солярис" в поселке «Солнечный 2» в Кировском районе г. Саратова.
Члены кафедры активно участвуют в издательской деятельности, в частности, профессор Е.А. Александрова является заместителем главного редактора журналов «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика», Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития» и «Азимут научных исследования: педагогика и психология», а также членом редакционной коллегии журнала «Гуманитарные науки и образование» (входит в перечень рецензируемых журналов), Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология». «Социально-гуманитарный вестник Прикаспия». «Балтийский гуманитарный журнал», «Карельский научный журнал», «Научный потенциал регионов на службу модернизации», "Сибирский педагогический журнал" и др., доц. Козлова О.А. работает в редакционной коллегии сборников «Педагогический опыт» и др. Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогического общества России».
Уже много лет кафедра сотрудничает с Областным отделением общественной организации «Педагогическое общество России» и проводит большую работу по оказанию педагогической помощи образовательным организациям г. Саратова и области.
Подписаны договора о сотрудничестве с организациями высшего образования:
2015: Университет г. Градец-Кралове (Чешская республика)
2016: Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (г. Уральск, Казахстан)
2020: УО «Барановичский государственный университет» (Республика Беларусь)
2021: ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
2022: ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет".
В целях оказания научно-методической работы на базе МОУ "Гимназия №7" была открыта кафедра педагогики детства, заведующей которой стала член кафедры методологии образования доц. Зиновьева М.П. В числе основных задач деятельности кафедры стали: подготовка учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений, методическое сопровождение участников образовательного процесса, проведение семинаров, консультаций мастер-классов, а также издание совместных пособий.
С 2019 году кафедра приступила к изданию научного сборника "Гуманизация образовательного пространства" (продолжающееся издание, режим доступа: https://sgu.ru/node/138970).