Skip to main content Skip to search

Документы

Как мы создавали Лабораторию продуктивного образования (статья)
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Концептуальные основы деятельности Лаборатории продуктивного образования (статья Н.Б. Крыловой))
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование". Вып. 12.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 8.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование". Вып. 11.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование". Вып. 6.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах «Продуктивное образование»: Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.1. Саратов: Научная книга, 2004. 68 с.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 2.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 3.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 4.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 5.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Альманах "Продуктивное образование", Вып. 9.
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Никитина
Елена
Александровна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1991 г.
Идентификаторы в системах наукометрии: 
РИНЦ
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, «Самореализация школьника в учении (теория и практика)», 2002 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре педагогики, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2010 г.
Научные интересы: 
Аксиологические основы профессионально-личностного становления будущего педагога
Интерактивные способы организации образовательного процесса
Самореализация личности в образовательном пространстве
Общий стаж: 
33 года
Стаж по специальности: 
29 лет
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра алгебры и геометрии Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина., с 1995 по 1998
Ассистент, Кафедра математики и методики ее преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского, с 1998 по 2003
Доцент, Кафедра педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, с 2003 по 2011
Доцент, Кафедра методологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, с 2011 по н.в.
Трудовая биография: 

Учитель математики Камышковской  средней школы, Александрово-Гайской средней школы №1 Саратовской области  (1991-1995 гг.)

Ассистент кафедры алгебры и геометрии Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина, по совместительству учитель математики в лицее № 62 г. Саратова (1995-1998 гг.)

Ассистент кафедры математики и методики ее преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского (1998-2003 гг.)

Доцент кафедры педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского (2003-2011 гг.)

Доцент кафедры методологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского (2011-по наст. время)

Биографический текст: 

Образование:

1986-1991 гг.: физико-математический факультет Саратовского государственного ордена Почета педагогического института имени  К.А. Федина, специальность «Математика», квалификация «Учитель математики, информатики и ВТ», диплом  с отличием

1997-2000 гг.: аспирантура (заочная форма) на кафедре педагогики Пединститута

2007: повышение квалификации в ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского по программе «Современные педагогические технологии»

2007-2008 гг.: дистанционное обучение на курсах повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Теория и практика педагогического общения»

2010 г.: краткосрочное обучение в ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Методологические основы художественного образования»,  г. Москва

2012 г.: повышение квалификации в ИДПО ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского по программе «Современные педагогические технологии»

2018 г.: обучение в Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» по программе «Современные образовательные технологии в профессиональном образовании» (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с 24.09.2018 по 14.12.2018 гг., удостоверение о повышении квалификации №180000131525)

Членство в общественных организациях:

  • Член Педагогического клуба «Первое сентября» (с 2008 года);
  • Член Регионального отделения «Педагогического общества России»;

Читаемые  курсы: 

Бакалавриат:

  • Педагогика
  • Педагогическое мастерство
  • Психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ

Магистратура:

  • Современные проблемы науки и образования
  • Методология и методы научного исследования
  • Теоретические основы дошкольного образования
  • Психолого-педагогическое сопровождение основных и дополнительных образовательных программ в общем образовании 
  • Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
  • Педагогика высшего профессионального образования
  • Современное состояние и перспективы развития системы образования

Участие в педагогических проектах:

  • Студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию» (член жюри, организатор с 2004 г.)
  • Психологический семинар им Е.И. Гарбера  СГУ им. Н.Г. Чернышевского (с 2006 г.)
  • Областная олимпиада по педагогике и психологии среди студентов ССУЗ Саратовской области (2008-2011 гг.), член жюри   
  • Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск, 2012 г.), лауреат II степени
  • Фестиваль студентов психолого-педагогических специальностей городов Поволжья «Инициативной молодежи – инновационная школа», «Психолого-педагогическая мастерская»  (Саратов, СГУ, 2013 г.), организатор и эксперт
  • Эксперт, член жюри и  редакционной коллегии сборников трудов  Межрегиональных и Областных научно-практических  конференций на базе Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова (2016, 2020, 2023 гг.) 

 

 

 

Преподаваемые дисциплины: 
Педагогика; Педагогическое мастерство; Психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ;Современные проблемы науки и образования; Методология и методы научного исследования;Теоретические основы дошкольного образования;
Основные научные публикации: 

Никитина Е.А. Освоение   студентами понятийного аппарата  педагогики как  проблема современного высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11,  № 6 (в печати).

Никитина Е.А. Комплексное повторение учебного материала на основе опорной матрицы: интерактивные способы применения / Е.А. Никитина // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 10. С. 103-110. – DOI 10.18522/2658-6983-2022-10-103-110. – EDN GUPOFU.

Никитина Е.А. Событийность как содержательно-смысловая характеристика современного воспитания / Е. А. Никитина // Мир педагогики и психологии. 2022.  № 12(77).  С. 29-37. – EDN CHEBNB.

Никитина Е.А. Индивидуально-ценностная профессиональная картина будущего педагога как  отражение его аксиогенеза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2001. Т.6, №6. С. 1071-1080  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47467872  

Никитина Е.А. Победа будет за нами! // Не меркнет летопись побед: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию  Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020.   С. 4-6. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43137784

Никитина Е.А. Обращение к проблеме исторической памяти в контексте событийного подхода к воспитанию // Не меркнет летопись побед: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию  Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.   Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020.  С. 92-98. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43137777

Никитина Е.А.  Использование интерактивных средств обучения на уроках иностранного языка: опыт педагогической практики // Социально-гуманитарное знание в эпоху электронно-сетевых взаимодействий: материалы научно-практической конференции. М.: Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. С. 116-123. (в соавт.: с Пугачевой И.А.)  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44630321

Никитина Е.А. Наставничество в современной образовательной организации: анализ инновационных форм // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации [Текст]: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019.  С.158-162. ISBN 978-5-87471-352-2 (в соавт.: с  Апрышко Н.А.)  https://elibrary.ru/item.asp?id=43807322   

Nikitina E.А. Future teachers’ analytical activity in the context of competence-oriented higher education // Педагогика. Вопросы теории и практики.  2019. Т. 4. Вып. 1. С. 72-76. ISSN 2500-0039 https://elibrary.ru/item.asp?id=37285940    

Никитина Е.А., Ларина Е.А. Развивающая речевая среда как источник самореализации обучающегося // Наука и образование: новое время.  2018.  № 6. С. 797-804.   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36880853

Никитина Е.А. Развитие субъектности детей дошкольного возраста: концептуальные основания проблемы // Современная педагогика: теория, методология, практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 декабря 2019 г.) – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019.  С. 226-232. (в соавт: с Борисовой К.А.)   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41856001        

Никитина Е.А. Аналитическая деятельность будущих педагогов в контексте компетентностно-ориентированного высшего образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017.  № 4 (8). С. 29-33.  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30767464      

Никитина Е.А. Педагогический потенциал культурно-образовательной среды современной школы: поиск концептуальных оснований // Наука и образование: новое время. 2017. № 6 (23). С. 301-312.       ISSN 2312-4431 [Электронный ресурс]. Адрес ресурса:   https://articulus-info.ru/      https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32285073      

Никитина Е.А. Восхождение к культуре: педагогические воззрения о постижении прекрасного // Художественный Саратов: вчера, сегодня, завтра: материалы Областной открытой научно-практической конференции, посвященной 120-летию Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2016. С. 85-90.    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27596152   

Никитина Е.А. Электронный учебник: взгляд из настоящего в будущее // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 10-3. С. 18-21. ISSN 2073-0071     https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24317378        

 Никитина Е.А.  Иерархия профессиональных ценностей будущего педагога: синергетическая концепция поиска // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 6. С. 10-15. ISSN 2226-0234 http://elibrary.ru/item.asp?id=23835679    

Никитина Е.А. Управление временем // Директор школы. 2015. № 9 (202). С. 55-58. ISSN 1562-1308 (в соавт.: с Кузьмичевой И.А.) http://elibrary.ru/item.asp?id=24363674

 Никитина Е.А. Образовательная среда как условие самореализации школьника: методологический аспект // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015.  С. 98-106. ISBN 978-5-8356-1543-8 http://elibrary.ru/item.asp?id=24163859   

Никитина Е.А. Лучший ученик в Европе и России: позиция сходства и различия // Народное образование. 2015. № 4. С. 197-199. ISSN 0130-6928 (в соавт.: с Банатовой Н.В.) http://elibrary.ru/item.asp?id=23591843

Никитина Е.А. Теоретические основы проблемы рефлексивного освоения студентом - будущим учителем реальной педагогической действительности // Проблемы качества образования в современном обществе: Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний,  2014. С. 63-69. http://elibrary.ru/item.asp?id=23544437

Никитина Е.А. Исследование проблемы самореализации личности в аспекте ее индивидуально-типологических проявлений //Смысл как основа самореализации личности Сохранов-Преображенский В.В., Абакумова И.В., Еремина Е.В., Горшенина С.Н., Даньшина В.В., Кувшинова Е.Е., Буняшина Е.И., Васин А.О., Проказникова Е.Н., Александрова Т.И., Голубев А.Ю., Найниш Л.А., Дерюга В.Е., Никити­на Е.А., Лупанова Н.А., Островская Л.В., Бяловский Ю.Ю., Полякова О.В., Островский И.С., Клищенко М.Ю. и др. Монография. Пенза, 2012. С. 130-146. http://elibrary.ru/item.asp?id=25104460

Никитина Е.А. Теоретические предпосылки выявления резервов подвижного потенциала самореализации школьника в учении // Альманах "Продуктивное образование": формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение. Сер. "Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение" /Под редакцией Е.А. Александровой, М.П. Зиновьевой. М.: Экшен, 2012. С. 31-37. http://elibrary.ru/item.asp?id=27625030

Никитина Е.А., Соотношение понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда»: теоретический анализ проблемы // Альманах «Актуальные вопросы регионального образования: современное образование с позиций компетентностного подхода»: Сборник научно-методических материалов. Вып. 5. –  Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. –  С. 43-50.

Никитина Е.А., Развитие культуры профессионального мышления будущего учителя посредством занятий педагогического цикла // Альманах «Актуальные вопросы регионального образования: современное образование с позиций компетентностного подхода»: Сборник  научно-методических материалов. Вып. 5. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. –  С. 72 -77.  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32349933   

Никитина Е.А., Условия самореализации школьника в аспекте изучения механизма ее осуществления //   Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований. Том 1. – Ижевск:  ERGO, 2009. –  С. 84-95.  http://elibrary.ru/item.asp?id=25573837

Учебно-методические пособия: 

Никитина Е.А., Детский коллектив: вариативные способы изучения: Учеб.-метод. пособие / Никитина Е.А. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2017. 80 с. ISBN 978-5-9758-1687-0   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32345739

Диагностика семьи: комплект практических методик: Учеб-метод. пособие  /Сост. Е.А. Никитина. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2012. – 120 с. ISBN 978-5-9758-1373-2

Никитина Е.А., Будущему учителю о вариативных моделях взаимодействия в системе «учитель-самореализующийся ученик»: Учеб. пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2010. –  64 с. ISBN 978-5-9758-1223-0 http://elibrary.ru/item.asp?id=25334328

Никитина Е.А., Дидактика: Практикум для студентов дневного отделения. Часть 1. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009. – 96 с. ISBN 978-5-9758-1207-0

Никитина Е.А., Воспитание: приглашение к размышлению: Учеб.-метод. пособие /Сост. Е.А. Никитина. – Саратов: Изд-во   «Научная книга», 2009. –  60 с. ISBN 978-5-9758-1205-6

Никитина Е.А., Теория воспитания: Курс лекций: Учеб.-метод. пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 36 с.  ISBN 978-5-9999-0146-0

Никитина Е.А., Педагогическая диагностика взаимодействия в системе «учитель-ученик»: Учеб.-метод. пособие /Сост. Е.А. Никитина.  – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009 – 116 с. ISBN 978-5-9758-1139-4

Никитина Е.А., Педагогические аспекты взаимодействия в системе «учитель-ученик». Курс лекций: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во   «Научная книга», 2008. – 84 с. ISBN  978-5-9758-0995-7 http://elibrary.ru/item.asp?id=25334341

Никитина Е.А., Психолого-педагогическая диагностика общения в системе подготовки студентов вуза к социально-педагогической деятельности: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд. / Сост. Е.А. Никитина. – Саратов: «Научная книга», 2008. – 126 с. ISBN 978-5-9758-0723-6

Никитина Е.А., Семейная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. – 72 с. ISBN 978-5-9758-0787-8

Монографии:

Левин В.И., Безгин А.В., Борисова Н.А., Горяйнов И.И., Дмитриева Т.А., Зонина О.Ф., Ивакин В.Е., Карпова Е.Г., Князева Л.А., Князева Л.И., Кочинова Е.А., Крошилин А.В., Кроиилина С.В., Лукашов А.А., Мальцева Г.И., Масалова Е.А., Мелик-Паишева К.Б., Мещерина Н.С., Мостынец О.А., Никитина Е.А. и др. Образование в современной россии. проблемы и решения/монография / Под научной редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора технических наук, профессора В.И. Левина. Пенза-Москва, 2013. Том 3 http://elibrary.ru/item.asp?id=25570167

Сохранов-Преображенский В.В., Абакумова И.В., Еремина Е.В., Горшенина С.Н., Даньшина В.В., Кувшинова Е.Е., Буняшина Е.И., Васин А.О., Проказникова Е.Н., Александрова Т.И., Голубев А.Ю., Найниш Л.А., Дерюга В.Е., Никити­на Е.А., Лупанова Н.А., Островская Л.В., Бяловский Ю.Ю., Полякова О.В., Островский И.С., Клищенко М.Ю. и др. Смысл как основа самореализации личности . Монография. Пенза, 2012. http://elibrary.ru/item.asp?id=20116326

Участие и организация конференций: 
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы» (г. Саратов, СГУ, 01-02 марта 2022 года), Саратов, 2022 г.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2021: цифровизация образовательной среды» , г. Саратов, 2021 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения – 2021: проблемы современной социальной психологии личности» , г. Саратов, 2021 г.
Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , г. Саратов, 2020 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства» , г. Саратов, 2020 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-гуманитарное знание в эпоху электронно-сетевых взаимодействий» , г. Москва, 2019 г.
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации» , г. Орехово-Зуево, 2019 г.
Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика: теория, методология, практика» , г. Петрозаводск, 2019 г.
VII Международная научная конференция, посвященная 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образо-вания: сущность, концепции, перспективы» , г. Саратов, 2019 г.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей деятельности» , Саратов, 2023 г.
Повышение квалификации: 
Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании, Саратов, ФГБОУ ВО «ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с сентября 2020 по декабрь 2020, 2020 г.
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании , Саратов, ФГБОУ ВО «ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 2018 г.
Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования, Саратов, ФГБОУ ВО «ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 2015, 2015 г.
Социокультурные факторы и проблемы современного образования, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 2023 г.