Основная образовательная программа (ООП) высшего образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Физика и методико-информационные технологии в образовании», квалификация (степень) – магистр, форма обучения – очная – это документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образовательной деятельности.
Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Настоящая ООП разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; ФГОС ВО по соответствующим специальностям и направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов; Нормативно-методическим документам Минобрнауки России; Уставом СГУ.
Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность: – 01 Образование и наука (в сфере основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения).
Объекты профессиональной деятельности (или области знания): образовательные программы, образовательный процесс, деятельность субъектов образования в системе СО и СПО.
Типы задач профессиональной деятельности выпускника: методический и научно-исследовательский.
В соответствии с видами профессиональной деятельности магистр должен решать следующие задачи профессиональной деятельности: владение основами менеджмента в образовании: знание образовательных систем, коммуникативных технологий, специфики образовательного процесса в организациях общего и профессионального образования; анализ и проектирование основных общеобразовательных программ и программ учебных дисциплин с учетом объектов профессиональной деятельности (в соответствии с избранным профилем); самостоятельные научные
исследования в области предметной подготовки с применением полученных теоретических знаний и практических навыков.
Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Структура программы магистратуры включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Трудоемкость ООП 120 зачетных единиц. Срок освоения ООП 2 года.
Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Детально механизмы обеспечения текущего контроля обучающихся описаны в нормативных документах СГУ, в частности: П 1.03.10-2016 «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов» – определяет порядок организации и проведения промежуточной аттестации студентов.
Ресурсное обеспечение ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ, определяемых ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура).
Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам.
На биологическом факультете реализуется направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Биология и экология в системе общего и профессионального образования» (очная и заочная форма обучения). Магистр по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Биология и экология в системе общего и профессионального образования) готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская.
Выпускник по данному направлению подготовлен к осуществлению обучения и воспитания обучающихся с применением современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности, специфики преподаваемых предметов – биологии; к разработке и реализации учебных программ базовых и элективных курсов по биологии; к использованию разнообразных приемов, методов и средств обучения, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, удовлетворяющий требованиям к соответствующим уровням квалификаций, определенных Европейской квалификационной рамкой (ЕКР); к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя биологии, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования. Деятельность выпускников может также осуществляться в сфере науки (биологических исследований) и во всех сферах деятельности, связанных с использованием живых организмов и биологических систем различных уровней организации.
На факультете психолого-педагогического и специального образования в рамках направления 44.04.01 «Педагогическое образование» реализуются следующие профили подготовки: «Начальное образование», «Менеджмент дошкольного образования», «Технологическое образование в системе профессиональной подготовки», «Управление образовательными системами».
Обучение по программам «Начальное образование» и «Менеджмент дошкольного образования» реализуется в очной и заочной формах обучения, по программе «Технологическое образование в системе профессиональной подготовки» — только в очной форме, по программе «Управление образовательными системами» — в заочной форме.
Программа магистратуры «Начальное образование» (очная форма) имеет проектный характер и направлена на обеспечение реализации краеведческого компонента в начальном общем образовании.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование срок получения образования по программам магистратуры для очной формы обучения независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года, для заочной – 2 года 6 месяцев.
Содержание образовательных программ по реализуемым профилям ориентированно на подготовку магистра в рамках двух профстандартов: 01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и 01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Объекты профессиональной деятельности выпускника: психолого-педагогическое и методическое обеспечение образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня; программное обеспечение образовательного процесса с использованием инновационных технологий; деятельность и взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Обучение в программах магистратуры нацелено на подготовку квалифицированного методиста, учителя-исследователя, способного работать в различных типах учебных заведений, научно-педагогического работника колледжа и вуза, креативного менеджера в сфере образования.
Обучение построено на основе компетентностно-деятельностного подхода. Выпускник овладеет как общей культурой, так и профессиональными компетенциями (готовностью к использованию современных технологий обучения, воспитания и развития, осуществлению эффективного профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующего решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения, к разработке концепции и программы развития образовательной организации; способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разрабатывать рекомендации по повышению их качества и др.).
Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускного квалификационного исследования.
В Институте физической культуры и спорта ООП реализуется по профилю подготовки «Физическая культура» по очной и заочной форме обучения.
Трудоемкость ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование составляет 120 зачетных единиц, вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану.
Область профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; в сфере научных исследований);
05 Физическая культура и спорт (в сфере физической культуры и массового спорта; в сфере подготовки спортивного резерва; в сфере управления в области физической культуры и спорта).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника (в образовательных учреждениях разного уровня и типа: общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, в том числе спортивных школах, спортивных клубах, других учреждениях физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной направленности).
Выпускник, освоивший программу магистратуры, готов решать такие профессиональные задачи, как изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста