Skip to main content Skip to search

Актуальные стратегии и инструменты эффективного обучения химии

Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Учебные планы (очная форма): 
Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса (очная форма): 
Нормативный срок обучения очно: 
2 года
Аннотация профиля: 

Аннотация основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 44.04.01 "Педагогическое образование", профиль "Актуальные стратегии и инструменты эффективного обучения химии"  

Научный руководитель – к.х.н., доц. Кузнецова И.В.

Программа магистратуры направлена на развитие профессиональных качеств учителей химии на основе формирования общей методологии химических знаний и современных педагогических подходов к их преподаванию. Основная образовательная программа включает набор авторских дисциплин, охватывающих весь спектр требований Федерального государственного стандарта основного образования. Учителя получат углубленную теоретическую и практическую подготовку, обеспечивающую повышение эффективности их будущей профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность, заканчивающаяся магистерской диссертацией, предполагает реализацию исследовательского, системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в методике преподавания. Выпускник, прошедший обучение по предлагаемой магистерской программе, способен к проектированию и осуществлению педагогической деятельности на основе современных педагогических подходов и технологий, модернизации содержания своей деятельности посредством критического анализа и творческого ее переосмысления.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 
Научная деятельность преподавателей и студентов Института химии ведётся в русле инициативного научного направления «Эффективные стратегии обучения в химическом образовании». 
 
Развиваются исследовательский, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы в рамках концепции педагогического менеджмента, нормирующие более высокий творческий уровень усвоения знаний. Данные подходы позволяют организовать образовательный процесс как рациональное поведение личности в условиях неопределенности и риска, адаптирующих ее к работе в условиях преодолениясистемного и структурного кризиса в образовании. 
 
Разрабатывается новая форма организации исследовательского лабораторного практикума, основанная на дифференциации заданий, ориентированных на студентов с различным стартовым уровнем подготовленности.Такая организация лабораторного практикума позволит студенту активно формировать индивидуальную образовательную траекторию, максимально учитывающую индивидуальные способности и образовательные потребности, организуя тем самым становление личностной субъектности в процессе профессиональной подготовки в вузе. Также предлагается обучающая форма с применением рабочего журнала, который является тетрадью для самостоятельной домашней работы, лабораторной тетрадью и конспектом лекций одновременно. Журнал включает пропись операций, необходимых для выполнения лабораторной работы в начальный период изучения дисциплины (1 курс); формулирование цели опыта; ответы на вопросы и решение задач; вывод по выполненному эксперименту. Вопросы имеют разную степень сложности, основаны на взаимосвязи с ранее изученным материалом и направлены на практическое применение освоенного теоретического блока знаний.
 
Для совершенствования процессуальной стороны познавательной исследовательской деятельности разрабатываются новые учебные тексты, потребность в создании которых определяется невладением учащимися эффективными приемами учебной деятельности. Они должны отвечать не только на вопрос что изучать, но и прежде всего, как изучать. Новые учебные тексты являются не просто носителями информации, а выполняют функцию образовательной среды, формирующей навыки и предметной, и социальной коммуникации. 
 
Необходимым компонентом поисковой творческой деятельности является самостоятельная научно-образовательная деятельность. Сегодня её целесообразно организовывать и развивать в рамках технологии «учебные пакеты» «Учебный пакет» содержит в себе полный обучающий цикл, составленный применительно к теме занятия. Различный охват предметного содержания, значительная организационная гибкость, направленность на развитие мыслительной деятельности позволяет каждому студенту видеть менее изученные учебно-дидактические единицы, разделы и др. данной темы учебного пакета, на которые следует обратить большее внимание, самостоятельно продвигаться по обучающему циклу в собственном темпе, выбирать понятные ему способы учебной деятельности. В основе создания «учебного пакета» лежит модель полного усвоения. Т.е. он ориентирован не на изучение заданного объема информации за определенный промежуток времени, за который один учащийся успевает, а другой не успевает усвоить материал, а на достижение полного усвоения информации за произвольное количество времени, ограниченным лишь учебным планом, в зависимости от способностей учащегося. 
 
В русле тенденций развития опыта педагогической деятельности будущих учителей химии на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов предложена система оценивания результатов обучения в форме аттестационного портфолио. Портфолио позволяет, в отличие от традиционного подхода, разделяющего преподавание, учение и оценивание, объединить эти составляющие. В портфолио аккумулируется не только оценка преподавателя, но и предполагается самооценка, взаимооценка и самоконтроль. Определены педагогические условия развития мотивации, инициации приобретения опыта с учетом личностных характеристик студента. Исследована взаимосвязь поэтапного формирования опыта профессиональной деятельности студента-педагога и развития его личностных качеств. Разработаны методическая модель и методики преподавания химии с использованием определенных речевых клише, учитывающих различный тип мышления учащихся (креативисты, прагматики, теоретики и мыслители),отличающихся стилем обучения; определена эффективность их функционирования.
 
Результаты научно-исследовательской работы публикуются в рецензируемых журналах, в том числе входящих в список ВАК, научных сборниках и представляются на Всероссийских научно-методических и научно-практических конференциях с международным участием «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования» (г. Москва, Московский государственный педагогический университет); Всероссийских совещаниях заведующих кафедрами неорганической химии, проводимых в Ивановском химико-технологическом институте и Московском государственном университете; «Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России» (г. Саратов); «Инновационные технологии в образовании и науке» (г. Чебоксары); «Продуктивное образование: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение» (г. Саратов); «Актуальные проблемы химического образования» (г. Пенза), «Актуальные проблемы химии, биологии и биотехнологии» (Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ) и др.
 
Студенты ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Шаг в профессию» (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского), Всероссийском студенческом конкурсе исследовательских проектов «Химия в жизни общества» (Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева). Многие студенты награждены дипломами различных степеней. Кроме того ведется активная методическая работа с учителями химии образовательных учреждений г. Саратова и Саратовской области. Систематически проводятся семинары по теме «Предметное содержание и методическое обеспечение УМК по химии, соответствующих ФГОС ОО (с использованием дистанционных образовательных технологий)».