13 апреля в Балашовском институте СГУ состоялось пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции «Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации», посвященной 90-летию Балашовского института (филиала) СГУ и Году педагога и наставника в Российской Федерации.
В работе конференции в очном и дистанционном формате принимают участие более 300 человек из 20 субъектов Российской Федерации. Среди них представители вузов, школ, дошкольных учреждений, организаций дополнительного образования.
Директор института А.В. Шатилова, модератор заседания, открыла работу конференции. Алла Валерьевна отметила: «Год педагога и наставника посвящен всем, кто учит и воспитывает. Профессия педагога – одна из важнейших и самых сложных. Для Балашовского института этот год является особенным, юбилейным. За 90 лет работы вуз дал путевку в жизнь тысячам специалистов, которые достойно проявили себя в педагогической профессии, награждены государственными и отраслевыми наградами, пользуются заслуженным уважением среди коллег, родителей и учащихся. Институт фактически стал «семейным» вузом для многих педагогических династий региона».
Со словами приветствия к участникам научно-практической конференции обратились проректор по учебной работе Саратовского госуниверситета И.Г. Малинский, заместитель главы администрации Балашовского муниципального района по социальным вопросам В.В. Шатковская, и.о. председателя Комитета по образованию администрации БМР С.А. Изгорев.
Основная цель конференции – обсуждение актуальных проблем высшего образования в условиях малых городов, обмен опытом их решения.
М.Р. Шумарина, доктор филологических наук, заведующая кафедрой филологических дисциплин Балашовского института представила доклад «Малая родина как образовательная среда», в котором рассказала о дидактическом потенциале краеведческого материала. Факты и явления региональной культуры, занимая своё место в содержании учебных предметов и во внеаудиторной деятельности, становятся средством профессиональной подготовки будущих специалистов и инструментом патриотического воспитания студентов.
Профессор кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, доктор психологических наук А.С. Турчин в своем выступлении рассмотрел проблему изменения ментальности преподавателей и студентов провинциального вуза в последней четверти двадцатого и начале двадцать первого века и отметил сближение социально-психологических установок большинства субъектов образования в провинциальных и столичных вузах.
Доктор филологических наук Л.В. Комуцци, в прошлом заведующая кафедрой иностранных языков Балашовского института, а сегодня профессор кафедры теории и практики перевода Института общественных наук и международных отношений Севастопольского госуниверситета в докладе охарактеризовала типичные свойства профессиональной идентичности педагогов Балашовского педагогического института. Эти свойства рассматриваются на нескольких эталонных примерах педагогов и ученых-гуманитариев, работавших в этом вузе в 1960-1970-е годы: Г. М. Эдельштейн, Г. А. Праздников, Ю. М. Орлов и А. П. Журавлев. Их личностные и профессиональные качества, своеобразные традиции и безупречная репутация – это те качества, которыми в большей или меньшей мере обладают балашовские педагоги разных поколений. В сумме они составляют общее свойство коллективной идентичности, которое можно назвать скромным обаянием людей, посвятивших себя науке и просвещению, как в региональном, так и в государственном масштабах.
О подготовке учителей в Балашовском учительском институте в годы Великой Отечественной войны рассказал А.Б. Кисельников, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории БИ СГУ.
С докладом «Научное наставничество в лицах: Е.С. Петрова – Ученый , Педагог, Наставник, Человек» выступила И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского госуниверситета.
Вторую часть пленарного заседания открыла Ю.А. Нацкевич, директор Центра дополнительного образования «Снейл» г. Омска, с докладом «Дистанционный конкурс и навыки будущего: точки пересечения и возможности для цифрового образования». Юлия Александровна представила опыт Центра «Снейл» в разработке заданий дистанционных конкурсов для детей как одной из современных форм мотивации к обучению, их деловой и социальной активности и описала подход к использованию дистанционных конкурсов для детей в разрезе формирования навыков будущего и возможностей для встраивания их в цифровое образование.
Профессор кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности БИ СГУ, доктор педагогических наук А.В. Тимушкин представил пути повышения уровня профессиональной подготовленности будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Александр Владимирович рассмотрел логично обоснованный подход построения тренировочного процесса, основанного на оценке биоэнергетических критериев в процессе мышечной деятельности, представил тесты, характеризующие мощность, емкость и экономичность энергетических систем организма и показал возможность и целесообразность применения метода вариационной пульсометрии в оценке функционального состояния организма.
Заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат психологических наук О.В. Карина поделилась опытом применения преподавателями кафедры различных технологий при обучении студентов наставничеству. Ольга Витальевна рассказала о направлениях, в рамках которых осуществляется работа в области наставнической деятельности – это дополнительные образовательные программы по ознакомлению студентов с наставничеством, кураторские часы на темы «Наставничество в действии» и «Наставничество, как стратегия непрерывного развития педагога» и мониторинг представлений студентов о роли ментора в образовании.
О научно-исследовательской деятельности как факторе подготовки будущих учителей рассказала заведующая кафедрой биологии и экологии, кандидат сельскохозяйственных наук М. А. Занина. Марина Анатольевна отметила, что вовлечение студентов в научную деятельность позволяет вырастить учителей-исследователей, владеющих методологическими знаниями и умениями, технологией исследовательской деятельности.
14 апреля работа конференции продолжится на секциях в рамках заявленных направлений.