Лингвисты обсудили развитие словообразовательной и лексической системы русского языка
В Институте филологии и журналистики прошёл IX Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка». Руководят его работой заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования О.И. Дмитриева и заведующая кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики О.Ю. Крючкова.
На открытии семинара директор ИФиЖ Л.С. Борисова отметила, что с 2010 года мероприятие имеет международный статус, так как в его работе принимают участие дериватологи Казахстана и Белоруссии, в этом году присоединились участники из Донецкого национального университета. Людмила Сергеевна подчеркнула, что в русле основных исследований семинарского сообщества публикуются сборники научных статей, коллективные монографические труды и монографии отдельных его участников.
В первый день работы семинара профессор СГУ О.Ю. Крючкова выступила с докладом «Деривационные стратегии осознания слова в ассоциативно-вербальных реакциях носителей русского языка: вариативность и динамика».
Доклад профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Е.В. Петрухиной был посвящён исследованию специфики фазисно-ограничительных способов глагольного действия в русском языке в соотношении с другими славянскими языками (на материале параллельных подкорпусов русского и чешского языка).
Большая часть выступлений первого дня прошла в режиме онлайн-включений. Проблемам исследования деривационных процессов в системе неологической лексики были посвящены доклады Л.В. Рацибурской (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) и А.А. Безруковой (Самарский национальный исследовательский государственный университет им. академика С.П. Королёва).
Анализ сложного слова в диахронии богословского текста был в фокусе внимания М.О. Новак (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН) и Н.Г. Николаевой (Казанский государственный медицинский университет). Специфику семантических процессов в разных типах текстов продемонстрировали в своих выступлениях профессора Волгоградского государственного университета М.В. Косова, Е.М. Шептухина и О.А. Горбань.
Профессор ДГУ В.И. Теркулов показал специфику синхронного и диахронного восприятия аббревиации в традициях его научной школы, а его ученики В.А. Рязанова, Д.И. Борозенец, Е.Н. Михайлова, И.Р. Смирнова обозначили специфику структурно-грамматического и когнитивного описания современной аббревиации.
Очные участники семинара из Донецкого государственного университета А.И. Бровец и К.Ю. Емельянова продемонстрировали специфику использования дешифровальных тактик аббревиатурной группы и обосновали своё понимание квазиаббревиации как способа словообразования.
Большой интерес участников семинара вызвал доклад профессора СГУ Л.В. Балашовой «Метафорические модели: лексико-словообразовательные потенции и их реализация в языке в диахроническом аспекте (на материале имущественно-финансового семантического макрополя)». Он демонстрирует результаты комплексного многоаспектного анализа одной из значимых семантико-словообразовательных подсистем языка. Доклад одного из основателей семинара Ю.Г. Кадькалова был посвящён проблеме диахронического исследования слов единой словообразовательной категории – именам существительным с суффиксом -иц(а) со значением качества, свойства, состояния.
О разных динамических аспектах формирования глагольной семантико-словообразовательной подсистемы русского языка размышляли в своих выступлениях профессор О.И. Дмитриева и аспирант СГУ Д.Г. Орлова.
Участники семинара отметили продуктивность его работы и выразили надежду на продолжение научного сотрудничества.
С программой семинара можно познакомиться по ссылке.