Борисова
Людмила
Сергеевна
Высшее образование получила на филологическом факультете СГУ, специальность «Филолог. Преподаватель по специальности "Филология"». Имеет диплом с отличием.
2000 – 2003 гг. – обучение в очной аспирантуре при кафедре общего литературоведения и журналистики СГУ.
2003 год – в Саратове защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Пушкинская традиция в контексте творчества Б.Л. Пастернака» (специальность 10.01.01. – Русская литература). Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Е.Г. Елина.
В рамках специального семинара профессора Е.Г. Елиной осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами бакалавров и магистрантов.
Председатель Учёного совета Института филологии и журналистики, член Учёного совета СГУ.
1. Пушкинская традиция в поэтическом наследии Бориса Пастернака // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. Вып. 3. С. 46 – 49.
2. Проблема культурной традиции в современном литературоведении // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век: Сб. науч. тр. / Отв. ред. проф. А.А. Демченко. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. С. 9 – 12.
3. «Прославленный не по программе»: Пушкин в письмах Бориса Пастернака // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. Вып. 4. С. 50 – 53.
4. К вопросу о преемственных связях в литературе// Проблемы литературного диалога: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2002. С. 16 – 23.
5. А.С. Пушкин в художественном сознании Б. Пастернака// Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С. 35 – 39.
6. Пушкин в литературно-критической прозе Б. Пастернака // Культура и письменность славянского мира. Сборник материалов научной конференции 24 мая 2002 года. Том 2. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. С. 14 – 20.
7. Традиция как философско-эстетическая категория литературы // PRO=ЗА: Тезисы международной науч. конференции «Поэзия прозы». Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. С. 33 – 35.
8. В.В. Князев – корреспондент К.А. Федина // Губернская власть и словесность: Литература и журналистика Саратова 1920-х годов / Под ред. Е.Г. Елиной, Л.Е. Герасимовой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 276 – 304. (в соавторстве с И.В. Бибиной)
9. Журналистика на филологическом факультете Саратовского университета: Методическое пособие для студентов 1, 2, 3 и 4 курсов, обучающихся по специальности «Журналистика». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. С. 11 – 14. (в соавторстве с Е.Г. Елиной, И.В. Бибиной и др.)
10. Проблема цензуры на страницах журнала «Журналист» (1988 – 1992 гг.) // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: Художественный опыт ХХ – начала ХХI веков: Сб. науч.тр. Саратов: Научная книга, 2006. С. 284 – 291.
11. «Целый мир уложить на странице…»: Б. Пастернак о реализме // Литература в диалоге культур-4. Материалы международной научной конференции. Ростов н/Д, 2006. С. 66 – 70.
12. Проблема цензуры в советской журналистике конца 1980-х – начала 1990-х годов // Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика / Под ред.проф. В.В. Прозорова: Научные доклады. Саратов: ООО Издат. центр «Наука», 2006. С. 100 – 109.
13. Формирование эстетического сознания в письмах Б.Л. Пастернака // Дергачевские чтения-2006: Национальное развитие и региональные особенности. Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 2006.
14. Тема творчества в эпистолярной прозе Б.Л. Пастернака // Литература XI – XXI вв. Национально-художественное мышление и картина мира. Материалы международной научной конференции. 20 – 21 сентября 2006 года. В 2-х ч. Ч.1. Национальное сознание в литературном и культурно-языковом развитии / Сост., отв. ред. проф. А.А. Дырдин. Ульяновск, 2006. С. 146 – 153.
15. Формирование принципов художественного письма в эпистолярном наследии Б.Л. Пастернака // Известия Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». 2007. Вып. 2. Т.7. С. 75 – 82.
16. Проблема художественного перевода в осмыслении Б.Л. Пастернака // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: Художественный опыт ХХ – начала ХХI веков: Сб. науч. тр. Саратов: Издат. центр «Наука», 2008. Вып. 2. С. 234 – 239.
17. Гуревич Любовь Яковлевна // Лев Толстой и его современники. Энциклопедия / Под общ. ред. Н.И. Бурнашёвой. М.: Парад; Издат. дом РАО, 2008. С. 118 – 119.
18. Письма читателей как интерактивный жанр современной журналистики // FIΛΙΑ ΛΟΓΟΥ: Сб. науч. ст. в честь 70-летия проф. В.В. Прозорова. Саратов: Издат. центр «Наука», 2010. С. 308 – 321.
19. Основы журналистики. История отечественной журналистики (ч.2). Практические занятия // Журналистика в Саратовском университете: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». 2-е изд, перераб. и доп. Саратов: Изд – во Сарат. ун – та, 2010. С. 13 – 16; 81 – 87.
20. Тестовые задания по курсу «Введение в литературоведение» // Введение в литературоведение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 031001 и специальности 031000 «Филология». 4-е изд., перераб. и доп. Саратов: Изд – во Сарат. ун – та, 2010. С. 16 – 35. (в соавторстве с Бибиной И.В.)
21. Коммуникативный стандарт «Филология»: проба пера // Язык – текст – литература: коммуникативная парадигма: Сб. статей к юбилею проф. А.А. Чувакина. Барнаул: Изд – во Алтайского госуниверситета, 2011. С. 25 – 32. (в соавторстве с Елиной Е.Г., Прозоровым В.В.)
22. Первый год работы по ФГОС // Информационный бюллетень №13 Совета по филологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. Москва, 2011. С. 39 – 44. (в соавторстве с Елиной Е.Г.)
23. Тестовые задания по курсу «Введение в литературоведение» // Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение: Учебное пособие: Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 032700 – «Филология». М.: Флинта; Наука, 2012. С. 190 – 217. (в соавторстве с Бибиной И.В.)
24. Введение в специальность. История отечественной журналистики (ч.2) // Образовательное направление «Журналистика» в Саратовском государственном университете: Методическое пособие для студентов 1 – 4 курсов, обучающихся по направлению бакалавриата «Журналистика». 3-е изд, перераб. и доп. Саратов: Изд – во Сарат. ун – та, 2013. С. 13 – 28; 88 – 111. (в соавторстве с Елиной Е.Г., Ерохиной М.В., Лысенко Е.В., Павленко Р.И., Бибиной И.В., Раевой А.В.)
25. Журналистское образование в Саратовском университете: опыт работы по ФГОС // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2014. №2(2). С. 422-425. (в соавторстве с Прозоровым В.В.)
26. Введение в специальность. История отечественной журналистики (ч.2). Практические занятия // Журналистика в Саратовском национальном исследовательском государственном университете [Электронный ресурс] : методическое пособие для студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению «Журналистика» / В. В. Прозоров [и др.] ; под ред. В. В. Прозорова, Е. Г. Елиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - Саратов : [б. и.], 2016. – С. 11 – 22, 81 – 98 (в соавторстве с Елиной Е.Г., Бибиной И.В., Павленко Р.И. и др.)
27. Борисова Л.С. Проблемы медиакритики на страницах журнала «Журналист» 2010-х годов // История медиакритики в России : очерки и материалы / под ред. В.В. Прозорова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – С. 294 – 306.
28. Борисова Л. С., Лысенко А. В. Журналистика начала 2020-х: вызовы времени // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 239-243.
- 1. Грант Президента Российской Федерации для молодых российских ученых-кандидатов наук и их научных руководителей (2006 г.)
- 2. План мероприятий по поддержке русского языка и образования на русском языке (код целевой субсидии – 074-Y01) (общее руководство, 2014 – 2015 гг.)
Эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) по проведению аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ в рамках УГСН 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» и 45.00.00 «Языкознание и литературоведение» (с 2013 г.).
Приняла участие в работе более двадцати экспертных групп (в том числе в качестве руководителя группы) в отношении образовательных программ, реализуемых
-Поволжской государственной социально-гуманитарной академией (Самара),
-Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова,
-Санкт-Петербургским государственным университетом,
-Оренбургским государственным университетом,
-Оренбургским государственным педагогическим университетом,
-Орловским государственным институтом экономики и торговли,
-Казахстанским филиалом Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,
-Национальным исследовательским государственным университетом «МЭИ» (Москва) и др.
-Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики»,
-Донским государственным техническим университетом (г. Ростов-на-Дону),
-Севастопольским государственным университетом,
-Сочинским государственным университетом,
-Волгоградским государственным университетом,
-Московским техническим университетом связи и информатики,
-Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом,
-Ульяновским государственным техническим университетом и др.
Член Президиума УМС «Журналистика»
ФУМО «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» http://www.journ.msu.ru/umo/umo/prezidium-ums-zhurnalistika.php