Основную работу по дистанционному обучению Саратовский университет ведёт в системе БАРС. Помимо неё преподаватели и студенты активно используют возможности социальной сети ВКонтакте. В ней они используют личные сообщения и групповые беседы, создают открытые и закрытые группы, выкладывают обучающие материалы, запускают обсуждения, формируют медиатеки, делятся расписанием и проводят трансляции.
Соцсети ВКонтакте и Одноклассники предлагают пользователям готовый набор инструментов: закрытые и публичные сообщества и чаты; прямые трансляции, запись видео, вебинары, дистанционные видеоуроки, групповые звонки до 100 человек, демонстрацию экранов смартфона и компьютера; хранилища документов, учебных материалов, аудио и видео контента и многое другое.
Для поддержки университетов по переходу в дистанционный режим команда ВКонтакте подготовила подробные рекомендации для преподавателей по использованию платформы. В сообществе VK Education можно следить за новостями ВКонтакте для образовательных учреждений, а в сообщениях сообщества агенты Поддержки оперативно ответят на все вопросы.
В Министерстве науки и высшего образования заявили, что одна из крупнейших IT-компаний Mail.ru Group готова предоставить бесплатный доступ к своим сервисам и платформам. Для удалённого обучения предлагается использовать бесплатные возможности образовательных площадок GeekBrains и Skillbox.
Как обещает руководство Mail.ru Group, образовательный портал GeekBrains предоставит доступ к собственной системе онлайн-обучения Learning Management System и к курсам по четырём направлениям: программирование, дизайн, управление и маркетинг. А онлайн-университет Skillbox откроет для самостоятельного изучения курсы по основам веб-вёрстки, созданию сайтов на Tilda, работе с Photoshop и другими программами по маркетингу, дизайну и программированию. Дополнительно для студентов Skillbox организует серию бесплатных вебинаров с преподавателями и экспертами рынка.
Помимо этого, для удобной организации учебного процесса удалённо, можно ознакомиться с обзором дополнительных бесплатных интернет-ресурсов. Например, для быстрой подготовки онлайн-курсов преподаватели могут воспользоваться сервисом Learme. Эта платформа даёт возможность одному автору бесплатно запустить сразу 3 курса, рассчитанных на 50 учеников.
Для тех, кому по каким-либо причинам неудобно работать с Learme, создан конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков Stepik. В нём любой зарегистрированный пользователь может создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. Преимуществом образовательной платформы является подробная аналитика по курсу, в которую включена статистика шагов-действий студентов и в которой учитываются их попытки прибегнуть к плагиату и жульничеству.
Удобным инструментом для дистанционного преподавания эксперты считают также систему управления обучением на основе педагогики социального конструкционизма Moodle. Сама платформа бесплатна, однако она интегрируется с некоторыми платными вебинарными сервисами. Система имеет функции адаптивного обучения и тестирования, а главное – она соответствует требованиям ФГОС.
Moodle позволяет делать записи, просматривать контент, проводить тестирование и взаимное оценивание, вести лекции с контролем и заносить данные в журнал оценок. Здесь студент может присоединяться к форумам и групповым перепискам, выбирать группы, получать награды и сертификаты, проходить игры и участвовать в рейтингах.
Широкий набор бесплатных опций и устойчивую связь предлагает провайдер видеоконференций Zoom. Общение с помощью видеотрансляции может длиться до 40 минут, а одновременное участие в ней могут принять 100 человек.
К эффективным сервисам для коллективной работы над задачами и проектами относят также: Trello, Evernote и Coggle. Благодаря доскам, спискам и карточкам, предлагаемым этими ресурсами, студенты и преподаватели смогут упорядочивать свои проекты и расставлять приоритеты в обучении.
Полезными как для профессорско-педагогического состава, так и для коллектива учащихся могут стать статьи учителей-блогеров. Так, например, в одном из своих материалов Кэтлин Моррис рассказывает о настройках базы виртуального дома или онлайн-платформы. Много важной и интересной информации об использовании видео и конференц-связи в онлайн-обучении содержится и в другой её статье, доступной всем пользователям интернета.
К сервисам, призванным облегчить дистанционное обучение можно также отнести: Google Classroom, онлайн-доски для проверки домашнего задания, формы Google и Яндекс, платформу для проведения дебатов Kialo и бесплатный сервис для видеовстреч Google Hangouts.
По материалам Министерства науки и высшего образования