Skip to main content Skip to search

Ivanyushina
Irina
Yurievna

Professor
Education: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 1982 г.
Thesis and academic degrees: 
PhD in Philology (10.01.01), Творчество В.В. Маяковского как феномен утопического сознания, 1992 г.
Terminal degree in Philology (10.01.01), Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика
Research Interests: 
Поэзия первой трети XX века
Искусство русского литературно-художественного авангарда
Утопическое сознание в русской литературе XX века
Общий стаж: 
42 года
Стаж по специальности: 
42 года
Work experience: 
Заведующий кафедрой, Department of Contemporary Russian Literature, с 2005 по н.в.
Other Administrative Positions: 

Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета, работала в школах Саратовской области, в Саратовском педагогическом институте. В 1991 г. закончила аспирантуру по кафедре советской литературы и в 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1995 - доцент кафедры русской литературы ХХ в. В 1997 г. получила ученое звание доцента. В 2003 году защитила докторскую диссертацию. В 2005 году избрана на должность профессора кафедры русской литературы ХХ века. В октябре 2005 года избрана зав. кафедрой русской литературы ХХ века (теперь - кафедра новейшей русской литературы). 2006-2010 - зам. декана по научной работе факультета филологии и журналистики СГУ.

Преподаваемые дисциплины: 
История отечественной литературы
Практикум по поэтической речи
Спецкурс «Концепции литературных трансформаций ХХ в.»
Спецсеминар «Поэтические системы ХХ века»
Main Publications: 
  • Русский футуризм как феномен утопического сознания // Поэзия русского и украинского авангарда: история, этика, традиции (1910-1990). Херсон, 1990.
  • «За правдою правда вступает в права» // Мировоззрение и научное познание. Саратов, 1991.
  • От карнавалу к субботнику (Об изменении характера праздничности в творчестве В.В. Маяковского) // «Человек играющий» в творчестве В.В. Маяковского. Саратов, 1991.
  • Утопии искусства коммуны // Поэзия русского и украинского авангарда: история, поэтика, традиции. Херсон, 1991.
  • Утопические корни художественного мышления В.Маяковского // Проблемы вечных ценностей в русской культуре ХХ века. Грозный, 1991.
  • Творчество В.В. Маяковского как феномен утопического сознания. Автореф. дис. ...к.ф.н. Н.Новогород, 1992.
  • Релятивизм как философский исток русского футуризма // Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. Саратов, 1993.
  • Два варианта одной трагедии (М. Хвылевый и В. Маяковский) // Славянские литературы в контексте мировой. Минск, 1994.
  • Утопия покоренного времени. Очерки по истории культуры. Саратов, 1994.
  • «Я. Футур-альманах вселенской эго-самости» // «Звездо-лики Гилеи» Херсон, 1995.
  • Альманах саратовских футуристов // Филология. Вып. 1. Саратов, 1996.
  • Методические рекомендации к спецкурсу «История и теория русского авангарда 10-х гг.» // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания. Саратов, 1996.
  • Утопическое сознание в русской литературе первой трети ХХ века. Учебно-методическое пособие. Саратов, 1996.
  • О взаимодействии научного и художественного сознания в эстетике русского авангарда // Постигая прошлое и настоящее. Вып.6. Саратов, 1997.
  • Утопическое сознание в русской литературе начала ХХ века // Постигая прошлое и настоящее. Вып.5. Саратов, 1997.
  • Русский футуризм: между варварством и цивилизацией // Филология. Вып.3. Саратов, 1998.
  • «Медный Всадник» Владимира Маяковского // Вопросы литературы. 2000. №4. С.312-326.
  • «Наслаждение быть освистанными» // Литературоведение и журналистика. Саратов, 2000. С.203-216.
  • Заумный текст как взрыв // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век. Саратов, 2000. С.141-146.
  • История и теория русского авангарда 10-х годов // Спецкурсы по русской литературе ХХ в. Саратов, 2000. С.30-42.
  • Об особенностях диалогизма В.Хлебникова // Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. Астрахань, 2000. С.46-51.
  • Утопическое сознание в русской литературе первой трети ХХ века // Спецкурсы по русской литературе ХХ в. Саратов, 2000. С.20-30.
  • « Мифы, правды, содружества, веры... » («Даниил Андреев в культуре ХХ века») // Вопросы литературы. 2001. №3. С.329-344.
  • «Идет число на смену верам» // Пространство и время в литературном про-изведении. Тезисы и материалы. Ч.2. Самара, 2001. С.159-164.
  • Парадоксы диалогизма // Проблемы литературного диалога. Саратов, 2002. С.3-16.
  • Рациональное и эмоциональное в теории заумного зыка // Рациональное и эмоциональное в русской литературе и фольклоре. Волгоград, 2002. С.93-96.
  • Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика. Саратов, 2003. 311 с.
  • Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика. Автореф. дис. ... д.ф.н. Саратов, 2003.
  • Философия и поэтика ошибки в художественной системе русского футуризма // Александр Введенский и русский авангард. СПб., 2004.
  • Эстетический опыт в структуре читательского  восприятия // Язык художественной литературы. Литературный язык.  Саратов: Научная книга, 2006. С 66 – 75. (совместно с И.А.Тарасовой)
  • Футуристический текст:  между рецептивной эстетикой и когнитивной поэтикой //  Междисциплинарные связи при изучении литературы. М.: Научная книга, 2006. С. 153-159. (совместно с И.А.Тарасовой)
  • Цензура: pro et contra // Цензура как социокультурный феномен. Саратов. Изд-во «Новый ветер», 2007.  С. 7-12. (совместно с И.А.Тарасовой)
  •  «Кто там шагает правой?» О попытке введения «левой» эстетической цензуры // Цензура как социокультурный феномен. Саратов: Новый ветер, 2007.  С.164-176.  
  • Сатира и авангард: две стратегии противостояния власти // Феноменология власти в сатире. Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. С.114 -125.
  • Людогусь из породы Безумных волков // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: сб.ст. участников межд. науч. конф. / отв. ред. И.Ю. Иванюшина. Саратов: Изд.центр «Наука», 2008. С. 132-150.
  • Эволюция коммуникативных стратегий от символизма к постсимволизму // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала XXI веков. Сб. науч. тр. Вып. II / Сост., отв.ред. проф. А.И. Ванюков. Саратов: Изд.центр «Наука», 2008. С. 59-68. I (совместно с И.А.Тарасовой)
  • Две концепции «языкового расширения»: А. Солженицын и В. Хлебников // А.И. Солженицын и русская культура: сб. науч. тр. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Л.Е. Герасимова. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. С. 86-95.
  • Диалогические тактики русской лирики в аспекте эволюции поэтических систем // Логический анализ языка. Монго-, диа-, полилог в разных языках и культурах.  М., 2010. С.152-161. (совместно с И.А.Тарасовой)
  • Лелевич Г. // Литературоведы Саратовского университета. 1917-2009: Материалы к биографическому словарю /Сост.: В.В. Прозоров, А.А. Гапоненков; Под ред. В.В. Прозорова.  Саратов: Изд-во  Сарат. ун-та, 2010. С. 128-132.
  •  Ильин О.И. // Литературоведы Саратовского университета. 1917-2009: Материалы к биографическому словарю /Сост.: В.В. Прозоров, А.А. Гапоненков; Под ред. В.В. Прозорова. Саратов: Изд-во  Сарат. ун-та, 2010. С.109-111.
  • Н.В. Гоголь: «футурист до футуризма» // ФIЛIA ЛОГОY: Сборник научных статей в честь 70-летия профессора Валерия Владимировича Прозорова / Сост., отв. редактор проф. И.Ю. Иванюшина. Саратов: Изд. цент «Наука»,  2010. С. 72-85.
  • Коммуникативная организация ранней лирики В. Маяковского // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала XXI веков: Сб. науч. тр. Вып. III. Саратов: Изд.центр «Наука», 2010.  С. 41-47. (совместно с И.А. Тарасовой)
  • ЛЕФ и НЭП // НЭП в истории культуры: от центра к периферии / Сб.статей  под ред. И.Ю.Иванюшиной, И.А.Тарасовой. Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. С.36-52.
  • Континуальные и дискретные модели представления художественного смысла: образ и концепт // «Образ мира, в слове явленный» Сборник в честь 70-летия профессора Ежи Фарыно. Седлице, 2011. С. 91-98. (совместно с И.А. Тарасовой)
  • Роман В.Каверина «Художник неизвестен в контексте идей русского формализма» // Серапионовы братья: Философско-эстетические и культурно-исторические аспекты. Саратов. 2011.С.170-182.
  • А. И. Солженицын в дневниках и письмах К. И. Чуковского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. 2014. Т. 14. Вып.2. С. 36-41.
  • Историческое и экзистенциальное в статьях А. П. Скафтымова о драматургии А. П. Чехова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 48-52.
Grants anf scientific projects: 
  1. Грант МИОН 2007 «Феноменология власти в сатире» (исполнитель)
  2. Грант РГНФ 2008, № 08-04-27480-г/В «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность» (руководитель)
  3. Грант РГНФ 2010 № 10-04-14061 г «НЭП в истории культуры: от центра к периферии» (руководитель)
  4. Грант РГНФ 2011 № 11-04-14125 г «Серапионовы братья: философско-эстетические и культурно-исторические аспекты» ( к 90-детию со дня образования литературной группы) (исполнитель)
  5. Грант РГНФ 2011 № 11-04- 00036 а «Константин Федин и его современники. Из литературного наследия ХХ в. Кн.1» (исполнитель)
  6. Грант РГНФ 2013 №10-04-14062 «А.П. Скафтымов в русской литературной науке и культуре» (исполнитель)
Post-graduate Students: 
Романов Андрей Андреевич, 2021 г.
С.В. Кекова , 2009 г.
Б.А. Минц , 2019 г.