Какую картину вы представляете себе, когда слышите «Всероссийская студенческая олимпиада по истории»? Наверняка, что-то вроде нескольких десятков молодых гениев в очках и с всклокоченными шевелюрами, увлеченно обсуждающих животрепещущие проблемы и знающих примерно по миллиарду дат, а заодно и место нахождения библиотеки Ивана Грозного. Бывает и такое, но на самом деле все совсем по-другому.
20-21 ноября в Саранске проходил третий, заключительный этап Всероссийской олимпиады по истории среди учащихся ВУЗов. На гостеприимную мордовскую землю высадился интеллектуальный десант и из Саратовского университета - команда историков в составе Александра Сапогова (5 курс), Николая Евсеева (4 курс), Игоря Чиброва (4 курс), а также сопровождающего преподавателя Антона Викторовича Лучникова.
Историко-социологический институт МГУ им. Н.П. Огарева организовал и досуговую, и соревновательную часть программы Олимпиады на высочайшем уровне – да что говорить, если ему доверяют эту ответственную работу уже десяток лет. Экскурсии по городу, по университету, знакомство с обычаями мордовского этноса – все было так же «вкусно», как и традиционный мордовский напиток, аналог русского кваса – поза. Каждую делегацию – а в Мордовию съехались 90 человек, 44 команды из 40 регионов России – от Владивостока до Архангельска – опекали гиды, волонтеры студенты ИСИ.
Но главное, ради чего собрались лучшие студенты-историки страны в Саранске, конечно, сама олимпиада. Задумайтесь, если бы Вы поставили себе целью выяснить потенциал студента, какие задания Вы бы предложили участникам? Ответ совсем не очевиден. Научно-исследовательский потенциал оценить крайне сложно, поэтому большая часть заданий была на ту или иную сторону исторической эрудированности, более или менее (скорее более) сложного воспроизводства фактов. Вот, например, задание исторический портрет – по последовательным подсказкам догадаться, о чем идет речь, чем раньше, тем лучше:
1. Во время этого события один из военачальников бросил фразу, ставшей крылатой в геополитике: «Не спорю, как это по-богословски, хорошо ли поганцев напускать на христиан, но по земной политике вышло это очень хорошо».
2. В качестве благоприятного момента для начала этого события был выбран период отсутствия монарха на престоле.
3. По плану численность русской армии в этом событии должна была составить 32000 человек, однако в армии воеводы насчитывалось около 24000 человек, включая 3500 наемников из Голландии, Шотландии, Швеции, Германии и Англии.
4. Для сбора армии пришлось вдвое сократить численность войск на южных рубежах, что трагичным образом сказалось на исходе этого события.
5. В Москве поражение в этом событии было воспринято болезненно, главный воевода Шеин был обвинен в государственной измене и казнен.
Это Смоленская война, но с какой подсказки Вы догадались? А подобных заданий там были сотни, как по всеобщей истории, так и по отечественной.
Или визуальный конкурс – по предложенному изображению ответить на ряд вопросов. Например, Вам предложена картина – ответьте, перед каким событием происходит данная сцена (1 балл), к какой ветви христианства принадлежит девушка (1 балл), назовите год, в который произошло это событие.
Конечно, это Варфоломеевская ночь 1572 года, а девушка католичка, но, согласитесь, трудно догадаться по одной лишь белой повязке, которой девушка увенчивает возлюбленного, отправляющегося карать нечестивцев-гугенотов.
На мой взгляд, лучше всего именно научный, исследовательский потенциал характеризует конкурс историческое эссе, ведь именно в нем, рассуждая на отвлеченную тему (в этом году темой организаторы избрали «Женщину в истории»), участники должны продемонстрировать и знание историографии, и методологические навыки, и знание источников. В этом конкурсе студенты ИИиМО выступили просто великолепно.
Очень жаль, что формат олимпиады не предусматривает командного зачета – согласитесь, проще подготовить одного феноменального гения и послать с ним на олимпиаду двух балластов, главная задача которых не участвовать в соревнованиях, а следить за рассеянным фронтменом, чтобы не потерялся в исторических эмпиреях. Но именно командный результат определяет истинное качество подготовки студентов, и здесь наши студенты на первом месте.
В целом же наши студенты продемонстрировали отличный результат – Александр Сапогов занял седьмое место, Николай Евсеев тринадцатое, Игорь Чибров, принимавший участие в олимпиаде впервые - сорок третье. Что же, результат неплохой, но улучшить его можно и нужно, а значит, в следующем году Саранск снова примет нашу команду, и хороший результат не заставит себя ждать.
Автор текста Антон Лучников.