Skip to main content Skip to search
7 December, 2010 - 15:28

Знай наших!

               4 декабря 2010 года  отмечалась годовщина – 20 лет со дня первого полета экипажа ВС СССР вокруг Земного шара через два полюса, совершенного на самолете Ан-124 «Руслан». За время полета было установлено семь мировых и десять рекордов Советского Союза. Стартовав 1 декабря 1990 года из австралийского города Мельбурн, “Руслан” облетел вокруг земного шара через Южный и Северный полюса и преодолел более 50 тысяч километров. Пробыв в воздухе 72 часа и 16 минут, совершив три промежуточные посадки, самолет 4 декабря снова приземлился в Мельбурне. Это победа, которой нужно гордиться.
                 Для нас, жителей города Саратова, это событие имеет особое значение, ведь экспедицию возглавлял наш земляк, генерал-лейтенант авиации, заслуженный военный летчик СССР, военный летчик-снайпер, мастер спорта СССР международного класса, 52-х кратный рекордсмен мира по самолетному спорту Лев Васильевич Козлов. Кстати говоря, Лев Васильевич – первый советский генерал, ступивший на австралийскую землю. К сожалению, этот факт не так известен широкой общественности. Восполняя этот пробел, хотелось бы рассказать о нашем земляке и его достижениях, об этом примере мужества и верности человека своему делу.

 

              Генерал-лейтенант авиации Лев Васильевич Козлов родился 20 августа 1936 года в городе Петровске Саратовской области. Воспитывался в большой семье с папой Василием Александровичем и мамой Елизаветой Ефимовной, а также с тремя младшими сестрами: Валентиной, Галиной и Лидией. В 1944 году Лев поступил в среднюю школу №3 города Петровска.
               В 14 лет, после 7 класса, он уехал учиться в спецшколу ВВС в г. Саратов. После окончания спецшколы ВВС Лев, в числе группы отличников, был определен в 24-ю военную школу первоначального определения летчиков в г. Павлодаре, Казахстан. Первоначальный курс обучения как летчика, курсант Козлов окончил с Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Для усовершенствования техники Льва Козлова, как отличника, направляют в Кировобадское военно-авиационное училище.
               В 1958 году он подает рапорт о переводе его летчиком в дальнюю авиацию. Лев Васильевич, окончивший переобучение в «Центре» на ТУ-16, был направлен на Дальний Восток, в Спасск-Дальний. В этом городе Лев Козлов и встретил свою будущую жену Юлию. Регистрацию брака отмечали очень скромно. Осенью 1959 года родился первенец Андрей.
              Грандиозные события зрели в авиации. Она бурно совершенствовалась. Знаний по многим вопросам у Л.В. Козлова не хватало. И Лев Васильевич поступает в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. После окончания учебного заведения Льва Васильевича назначили командиром эскадрильи. Вскоре – первым заместителем полка. Едва он вошел в колею, в часть поступил приказ о назначении на должность командира полка. Через некоторое время Льву Васильевичу присвоили воинское звание генерал-майор. Чуть позже он удостоился звания «Заслуженного военного летчика СССР», а также награжден грамотой за подписью Л.И. Брежнева, которая была ему торжественно вручена в Георгиевском зале Кремлевского дворца.
              Но судьба летчика – это не только президиумы, овации, улыбки и подарки. Это трудный, упорный и тяжелый труд. В 1984 году Лев Козлов принимал участие в боевых действиях Афганской войны. Наша авиация господствовала в воздухе и во многом способствовала выполнению задач наземным войскам, спасала жизнь многим нашим солдатам.
Завидным был послужной список у Льва Васильевича Козлова. Он прошел службу от курсанта до первого заместителя командующего воздушной армией, начальника государственного научно-исследовательского института имени В.П. Чкалова. В конце 1980-х годов Лев Васильевич занимал должность первого заместителя командующего воздушной армией. Именно в это время и возникает идея о полете вокруг Земного шара.
             В конце февраля 1986 года на двух самолетах ТУ-95МС генерал Л.В. Козлов и командир авиационной дивизии М.М. Башкиров выполнили беспосадочный полет с двумя дозаправками в воздухе без смены экипажей по маршруту от Тихого океана до Балтийского моря и от Новой Земли до южных границ нашей Родины. Пройденное расстояние превышало полуокружность Земного шара. Полет длился 33 (!) часа.
              За годы службы в авиации Лев Васильевич налетал около 6 000 часов на 49 типах самолетов. И вот под конец службы – легендарный полет вокруг Земного шара через два полюса.
              В конце 1989 года главком ВВС утвердил план полета вокруг Земного шара. Решили искать спонсора. Лев Васильевич познакомился с австралийским бизнесменом Виктором Джамирзе. Он согласился финансировать проект. Был утвержден маршрут полета: Мельбурн – Южный полюс – Рио-де-Жанейро – Рабат – Северный полюс – Елизово (Камчатка) – Мельбурн. Все государства, над которыми должен был проходить самолет, дали согласие.
               1 декабря 1990 года самолет с экспедицией взлетел в 21 час 11 минут по местному времени. Дозаправка самолета топливом, как и предполагалось, была осуществлена в Рио-де-Жанейро. Следующая дозаправка топливом была в Кособланке (Марокко). На финиш в аэропорт г. Мельбурна самолет с экипажем пришел с опозданием всего на 19 минут. За 72 часа 16 минут полета вокруг земного шара летчиками было преодолено расстояние 50 005 километров, из них 93% пройдено над акваториями всех океанов Земного шара. Отечественный самолет АН-124 «Руслан» показал себя с самой лучшей стороны. Было установлено 10 рекордов Советского союза, из них 7 – мировых. Все члены экспедиции были удостоены высоких государственных наград. Наш земляк Лев Васильевич Козлов, который совершил полет в возрасте 54 (!) лет, был награжден Орденом Ленина.
              В 1992 году Лев Васильевич был уволен из рядов ВВС в связи с предельным сроком службы. Но никак не мог он с этим смириться. И в качестве начальника авиации руководил группой при тушении пожаров на Дальнем Востоке, в 1995 году находился в двухмесячной командировке в Чеченской республике.
              Лев Васильевич, уйдя в отставку, вернулся с женой Юлией Илларионовной в 1997 году в Петровск. Он был заместителем председателя общественной организации района «Афганцы – за Отечество», принимал активное участие в общественной ветеранской работе.

 

              

              После смерти Льва Васильевича в 2004 году в общественной организации был создан музей Боевой Славы ветеранов локальных войн. В нем хранятся все ордена и награды Льва Васильевича. В музее много иллюстрированного материала, стеллажей, макетов самолетов, на которых летал Лев Васильевич. Именем Льва Васильевича названа МОУ сош №7 г. Петровска Саратовской области.
          Есть люди, чья яркая жизнь освещает все вокруг. Таким был и навсегда останется в нашей памяти Лев Васильевич Козлов. Мы гордимся тем, что он был среди нас, что, выйдя в отставку, выбрал местом жительства свою малую родину. Петровская земля вырастила и отправила в долгий и трудный путь по жизни своего верного сына, а потом с почетом приняла его. Да люди не вечны. Перестало биться сердце. Жизнь коротка, а слава долгая. Жизнь Льва Козлова была как песня, а песня, как слава – бессмертна. Вот и все, что мы хотели сказать через свою быль о человеке-легенде, искренне любившем авиацию, голубое пространство неба и саму жизнь. Да не иссякнет память людская!
 

 

 

Наследскова Евгения