Skip to main content Skip to search

Доцент О. К. Рыбалко приняла участие в акции РОЗ «Ученые – в школы»

26 March, 2023 - 15:00

Доцент О. К. Рыбалко приняла участие в акции РОЗ «Ученые – в школы»

С 8 февраля по 30 марта проходит Всероссийская просветительская акция Российского общества «Знание» «Ученые ‑ в школы», направленная на популяризацию науки среди школьников. Молодые преподаватели и исследователи встречаются с учащимися школ и учреждений СПО, чтобы рассказать о том, чем живет университет, что волнует и занимает ученых, как они смотрят на мир, что в этот мир несут, и чем наука может быть полезна в повседневной жизни.

В рамках акции доцент кафедры международных отношений и внешней политики России О. К. Рыбалко провела интерактивное занятие для одиннадцатых классов Лицея № 4 г. Саратова на тему «Человек воюющий: о природе современных конфликтов и способах их урегулирования». Целью встречи было не только рассмотреть феномен конфликта в контексте международных процессов, но и взглянуть на конфликтность как на свойство человеческого существа и общества, определить возможные стратегии поведения в конфликтных ситуациях на разных уровнях взаимодействия, познакомить учащихся с основными типами поведения участников переговорного процесса и моделями адекватной реакции, а также – попробовать применить полученные знания в ходе переговорного практикума.

Лекционная часть включала знакомство школьников с теорией международных отношений – ребята узнали о том, как смотрят на природу человека, общества и государства представители школы политического реализма и либерализма, в чем они видят причину и сущность войн и конфликтов, каким видят будущее человечества. В свете теории конструктивизма обсудили роль информационного воздействия как инструмента управления и борьбы, поговорили о феномене современных информационных и когнитивных войн.

Приступая к теории переговоров, О. К. Рыбалко рассказала, когда и при каких условиях переговорный процесс возможен, а когда это средство урегулирования конфликта неприменимо или неэффективно, какая подготовительная работа проводится перед инициированием и проведением переговоров. Школьники узнали, как выбирается стратегия конфликтного поведения, какие преимущества и недостатки имеет каждая из них. Обсудили различные типы поведения в ходе переговоров и варианты эффективного ответа.

В практической части школьникам были предложены разработанные участниками ДК «Мировая политика: новые вызовы и угрозы» кейсы для переговоров в условиях противоречия интересов. Ребята разыграли ситуацию семейного конфликта, где нужно было сделать выбор между достижением цели и сохранением личных отношений; а также примерили роли представителей нефтяного бизнеса и экологической организации, чьи позиции столкнулись по вопросу ликвидации последствий экологической катастрофы. В ходе практикума каждый смог почувствовать себя переговорщиком - зрители были увлечены не меньше самих участников, давали советы, обсуждали результаты, предлагали альтернативные варианты решения проблемы.

Мероприятие вызвало интерес и воодушевило участников, которые прощаясь, выразили надежду на новые встречи.