Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

«Русская литература в жизни и творчестве Г. Бёлля» - круглый стол на филологическом факультете

23 December, 2022 - 16:00

«Русская литература в жизни и творчестве Г. Бёлля» - круглый стол на филологическом факультете

В рамках заседания кружка «Русско-зарубежные литературные связи» на филологическом факультете состоялся круглый стол «Русская литература в жизни и творчестве Генриха Бёлля (1917-1985)», приуроченный к 105-летию со дня рождения этого немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1972 года.

Предметом внимания участников круглого стола стали различные аспекты рецепции Г. Бёллем художественного опыта русских писателей XIX-XX веков, анализ которых представили студенты 2-5 курсов: И.С. Тургенева и А. П. Чехова (Юрий Кудашов), Ф.М. Достоевского (Наталья Черняева), Л.Н. Толстого (Анастасия Иноземцева), Е. С. Гинзбург (Татьяна Зубкова), А.И. Солженицына (Анастасия Савельева). 

Сусанна Тепанян рассказала о вкладе Генриха Бёлля в создание сценария историко-документального фильма «Достоевский и Петербург», в ходе работы над которым немецкий автор несколько раз посещал нашу страну, встречался с внуком русского классика – А.Ф. Достоевским, брал интервью у И.А. Бродского. Екатерина Арефьева выступила с сообщением о личных и творческих взаимоотношениях Г. Бёлля и В.П. Некрасова как писателей, принимавших участие во Второй мировой войне, осмысливающих ее жестокость, бессмысленность, причины и пагубные последствия для последующих поколений в своих текстах. Сходство идейных позиций этих авторов по данному вопросу подтверждает их решение опубликовать собственные произведения – роман «Где ты был, Адам?» и повесть «В окопах Сталинграда» – в одной книге.

Подводя итоги мероприятия, руководитель научного кружка - доцент кафедры филологических дисциплин Л.А. Мельникова отметила, что интерес к русской литературе и культуре Г. Бёлль сохранял на протяжении всей жизни. Во многих его текстах присутствует отсылки к героям Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого,  а роман «Групповой портрет с дамой» называют «самым русским» в его творческом наследии. Считая русскую классику литературой  «большого дыхания», он сделал ее источником вдохновения для создания собственных произведений, стремясь при этом сохранить самобытность своего творческого стиля. Резюмируя все вышесказанное можно констатировать, что Г. Бёлль сыграл важную роль в нормализации русско-немецкого культурного диалога во второй половине ХХ века.