Skip to main content Skip to search

Department of Biology and Ecology

Department of Biology and Ecology

Address: 
412300,Саратовская область, г.Балашов, ул. Карла Маркса, 29
Phone Number: 
+7 (84545) 4 - 32 - 96

Кафедра биологии и экологии организована 6 сентября 1994 г. На кафедре трудятся: заведующий кафедрой, кандидат биологических наук, профессор Золотухин А.И.; доктор биологических наук, профессор Ларионов М.В. (летом 2013 г. защитил докторскую диссертацию), кандидаты биологических наук, доценты Володченко А.Н.. Шаповалова А.А.; кандидат биологических наук, преподаватель Инфантов Антон Андреевич. Совместители – доктор биологических наук, профессор Любимов В.Б., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Смирнова Е.Б.; документовед – Колупаева Т.И. Преподаватели кафедры прошли повышение квалификации: А.И. Золотухин окончил курсы повышения квалификации в МПГУ по специальности «Теоретическая и социальная экология» с 6 по 16 октября 2009 года. В программу курсов входили лекции по современным проблемам экологии, экскурсии в палеонтологический музей и музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Володченко А.Н. проходил повышение квалификации по программе «Эколого-аналитический мониторинг» в г. Уфа на базе Башкирского государственного университета с 14 по 25 марта 2011 года. Преподаватель А.А. Инфантов с 26 ноября по 7 декабря 2012 года прошел курсы повышения квалификации по программе «Современные проблемы экологии и задачи природопользования» в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева. Инфантов А.А. учился на курсах повышения квалификации «Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования» в феврале – мае 2013 года. Преподаватели используют опыт других вузов в учебной и научно исследовательской работе.

Преподавателями кафедры доработаны, обновлены и дополнены учебно-методические комплексы и рабочие программы по 50 дисциплинам: 17 рабочих программ  практик. В образовательный процесс внедряются новые научные идеи, методы исследований, применяемые в биологии и экологии, и некоторые элементы инновационных технологий: лекции проблемного характера; новый метод изучения состояния и степени антропогенной трансформации пойменных дубрав, а также концепции повышения биологической устойчивости и сохранения биоразнообразия пойменных дубрав степной зоны.

Интерактивные лекции с использованием мультимедийных технологий были внедрены доцентом А.Н. Володченко в курсы зоологии, биогеографии, геоэкологии, изучение основ энтомологии в школе. Интерактивные семинары были апробированы в курсах геоэкологии, изучение основ энтомологии в школе, зоологии. Был проведен круглый стол «Негативные геоэкологические процессы на территории г. Балашова». В круглом столе приняли участие студенты 642 группы направления «Экология и природопользование» и 651 группы специальности «Биология».

Проектная деятельность применялась в курсе «Изучение основ энтомологии в школе». Студенты разрабатывали проекты элективных курсов, раскрывающих разные аспекты общей и прикладной энтомологии, уроков разных типов по насекомым, экскурсий в различные экосистемы Балашовского района с подбором энтомологического материала, составлялись примерные планы исследовательских работ для учащихся 7-9 классов.

По модульному принципу было построено преподавание курсов «Ботаника» и «Зоология». В учебном процессе широко использовались интерактивные технологии обучения. В частности,  была разработана система презентаций по курсам «Зоология», «Основы зоологии», «Биоразнообразие экосистем». Преподавание курса «Геоинформационные технологии» целиком основывалось на использование компьютерной техники. На практических занятиях студенты выполняли задания в программной среде «Qwantum GIS».

Доцент Шаповалова А.А. на занятиях по цитологии и ботанике широко использует мультимедийные презентации. При изучении ряда дисциплин внедряются элементы проблемного обучения: на практических семинарских и лабораторных занятиях по ботанике, цитологии, ландшафтоведению, региональной экологии, экологии. Проводятся зачет и экзамен по цитологии с использованием компьютерных тестов. Для практических занятий по фитодизайну ландшафта использовалась программа «Планировщик садового участка 3D». В помощь студентам в изучении курса цитологии А.А. Шаповалова опубликовала учебно-методическое пособие «Цитология» (Шаповалова А. А. Цитология: Учеб.-метод. Пособие. Саратов : Изд-во «Сарат. источник», 2012.  –  72 с.).      

На кафедре проводится методическая работа по организации самостоятельной работы студентов. На самостоятельное изучение отводятся темы, которые не являются дискуссионными, не рассматриваются на лекциях и практических занятиях. Они отражены в рабочих программах по различным дисциплинам, имеются методические материалы. В целях подведения итогов этой работы рассматриваются сообщения студентов на практических занятиях по реферативным материалам изучаемых самостоятельно тем. Обобщение разделов дисциплин, имеющих проблемный характер: составление сравнительных таблиц по структурным признакам отдельных систематических групп растений и животных, уточнение таксономии видов; построение хронологических таблиц. По отдельным дисциплинам студенты пишут рефераты, в которых отражается дополнительная литература. На кафедре имеется некоторый опыт составления словарей терминов и определений. На занятиях по прикладной экологии составляются экологические карты по отдельным районам Саратовской области на основе анализа научной литературы.   

Программами учебных практик предусмотрены  самостоятельные работы. Они связаны со сбором коллекционных материалов, проведений наблюдений за животными, изучением следов, гнезд и жилищ. Применительно к растениям – это фенологические наблюдения, рассмотрение онтогенетического развития некоторых ключевых видов лесных, степных и луговых биоценозов. По экологии проводится описание конкретных участков леса, парка, степи по программе биогеоценотических исследований. Студенты проводят сборы коллекций животных, и гербарные материалы во время каникул по месту жительства. Иногда в процессе такой работы выявляются редкие или ограниченно распространенные виды растений, или животных.

Самостоятельная работа реализуется при выполнении студентами курсовых работ и ВКР. Она связана с освоением методик проведения научных исследований в природе, с учетом численности и плотности популяций, изучением онтогенетических спектров растений, выявлением роли антропогенных факторов в различных типах экосистем. Студенты при этом используют многочисленные публикации преподавателей кафедры биологии и экологии. Результаты работы ряда студентов опубликования.

Кафедра проводит 18 учебных, педагогических и производственных практик. Места их прохождения - экосистемы окрестностей г. Балашова; предприятия и организации природоохранного, контролирующего профиля; станция агрохимической службы «Балашовская»; Хоперский государственный природный заповедник; Балашовское лесничество и другие производственные структуры.  Студенты на практиках знакомятся с разнообразием живых организмов, организацией и функционированием сообществ, наблюдают изменения в экосистемах под воздействием антропогенного фактора. Программами практик предусмотрены элементы научно-исследовательской работы. Это выявление редких видов растений и животных, изучение их местообитаний, учет численности популяций, изучение особенностей морфологического строения, измерение биометрических показателей.

Основными местами прохождения учебных практик являются экосистемы г. Балашова, в которых студенты знакомятся с разнообразием живых организмов, организацией и функционированием сообществ, наблюдают изменения в экосистемах под воздействием антропогенного фактора. Также местами прохождения практик служат различные предприятия и организации природоохранного, контролирующего профиля, с которыми в 2012 году были перезаключены договора на проведение практик. Это Станция агрохимической службы «Балашовская», Хоперский государственный природный заповедник, Балашовское лесничество.

В сентябре 2012 года со студентами второго курса была совершена палеонтологическая  экспедиция на выходы пород палеогенового возраста в долине р. Мелик. Студенты были ознакомлены с особенностями проведения палеонтологических раскопок, правилами залегания ископаемых. В результате экспедиции были обнаружены фрагменты кораллов, отпечатки головоногих моллюсков и  зуб акулы. В декабре 2012 года была организована экскурсия в г. Саратов студентов 3-4 курсов. Целью поездки было ознакомление с флорой и фауной Саратовской области, изучение коллекции Ботанического сада. Были посещены Учебно-научный центр «Ботанический сад» СГУ, Саратовский областной краеведческий музей.

Кафедра биологии и экологии имеет творческие связи с Борисоглебским педагогическим институтом и рядом государственных университетов. Профессора СГУ Г.В. Шляхтин, В.А. Болдырев консультируют преподавателей и аспирантов кафедры по различным вопросам учебной, научной и методической работы. Хорошие творческие связи у нас наладились с Саратовским филиалом института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. Институт предоставляет возможность проведения полевых практик и сбора материалов для выпускных квалификационных работ нашим студентам. Кафедра имеет многолетние творческие связи с Балашовской агрохимической станцией. Наши студенты и аспиранты проходят на их базе учебные и производственные практики, исследуют агрохимические свойства почв.

Кафедра проводит многолетние исследования по теме: «Состояние и биоразнообразие экосистем Прихоперья» по ряду более узких направлений:

1.     Изучение состояния лесных экосистем Прихоперья.

2.     Флористический состав степей, пойменных дубрав.

3.     Антропогенная трансформация пойменных дубрав.

4.     Фауна природных и антропогенных экосистем.

5.     Биоиндикация состояния природных экосистем.

6.     Техногенная модификация почвенной и водной сред, атмосферного воздуха в городских условиях.

7.     Принципы выделения особо охраняемых природных территорий в Прихоперье.

В рамках данного научного направления проводились исследования при финансовой поддержке Министерства образования РФ по теме: «Исследование закономерностей антропогенных нарушений флористического состава и состояния пойменных лесов среднего течения Хопра» (научный руководитель – к.б.н., проф. Золотухин А.И.). В результате впервые для пойменных дубрав степной зоны разработан новый метод оценки их антропогенной трансформации, установлены ее уровни и дифференцирующие виды. Исследована динамика флористического разнообразия пойменных лесов с различной степенью нарушений в прошлом. Создана концепция биологической устойчивости и сохранения биоразнообразия пойменных лесов степной зоны в условиях антропогенного стресса. Материалы многолетнего изучения пойменных дубрав отражены в ряде статей и 2 монографиях:

1. Золотухин, А.И. Пойменные леса Прихоперья: состояние, эколого-ценотическая структура, биоразнообразие: монография / А.И. Золотухин, А.А. Овчаренко. – Балашов: Николаев, 2007. – 152 с. – ISBN 978-5-94035-311-9.

2. Антропогенная динамика структуры и биоразнообразия пойменных дубрав Среднего Прихоперья / А.И. Золотухин, А.А. Шаповалова, А.А. Овчаренко, М.А. Занина. – Балашов: Николаев, 2010. – 164 с. – ISBN 978-5-94035-428-4.