Skip to main content Skip to search

Презентация монографии доктора исторических наук, профессора ИИиМО В. А. Чолахяна «Армяне на Саратовской земле»

17 February, 2019 - 12:00

Презентация монографии доктора исторических наук, профессора ИИиМО В. А. Чолахяна «Армяне на Саратовской земле»

В Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского 14 февраля 2019 г. состоялась презентация монографии доктора исторических наук, профессора ИИиМО В. А. Чолахяна «Армяне на Саратовской земле». Монография издана в СГУ в 2018 г. В 2019 г. вышло 2-е, исправленное и дополненное, её издание.

Представляя свою книгу, профессор В.А. Чолахян отметил, что она рассказывает об истории и особой культуре людей армянского сообщества на Саратовской земле. Обычно его история пишется как летопись жизни армянской диаспоры. Автор написал повествование об армянах: какой вклад они внесли и продолжают вносить в развитие нашего региона, как складывались их отношения с представителями власти и других народов, населяющих Саратовский край, с соотечественниками.        

Актуальность изучения истории армян на Саратовской земле связана не только с повышением их роли в социально-политической, культурной и экономической жизни современного российского общества, но и с рядом теоретических задач, стоящих перед исторической наукой. Диаспоральные исследования в последние тридцать лет стали одним из популярных и быстро развивающихся научных направлений в мировой гуманитаристике. Междисциплинарные исследования диаспоральной идентичности позволяют переосмыслить диалектику и иерархию взаимоотношения родины, государства и диаспоры в формировании национального самосознания и вовлекают в себя такие академические практики, как устная история, культурная память, теория этничности, социология повседневности, политология, антропология и т.д.

В книге много очерков, портретов типичных армян, активных членов армянской общины «Крунк», строителей храма Святой Богородицы. Естественно, достойных армян в регионе, о которых можно интересно и вдохновенно рассказывать, на самом деле гораздо больше. Но невозможно объять необъятное. В настоящем издании автор ограничился лишь именами тех, кто внёс существенный вклад в развитие экономики, науки, культуры, медицины, юриспруденции и образования Саратовского края, а также активных членов армянской общины «Крунк» и непосредственных участников строительства церкви Святой Богородицы в Саратове. Предполагается, что у этой книги будет продолжение. Благо ярких и талантливых личностей в среде армянского сообщества много.

Материалы для своих сюжетов автор искал в письмах, дневниках, воспоминаниях, фотографиях, устных рассказах, наградных медалях, грамотах, в газетах, журналах, в портретах и зарисовках, в сохранившихся предметах и вещах – словом, в любых «следах прошлого». Через своих друзей, коллег и знакомых он получил доступ к частным, семейным фотографиям. Именно они стали основой визуального познания армянской культуры Саратовского Поволжья.

В поисках методологии исследования профессор В. А. Чолахян обращался к трудам зарубежных историков, работающих в области культурной антропологии, а также к отечественным публикациям, анализирующим армянскую субкультуру и ментальность в принимающем русском сообществе в различных регионах России.

Монография профессора В. А. Чолахяна в известной степени являет собой вариант «самоописания», в которой армянское сообщество осмысливается в ситуации «изнутри». И у автора всегда был риск излишне довериться собственным ощущениям или подпасть под влияние своих рассказчиков. Между тем само описание не есть «выдумка», «фантазия» или «свободная интерпретация» на заданную тему. В монографии адекватно и беспристрастно представлена коллективная память армянского сообщества. Читатель познакомится с авторским видением сущности, истоков, настоящего и, может быть, будущего армянской диаспоры Саратовской области. В то же время данная монография – это вариант реконструкции, выполненный на основе представительного комплекса источников, обработанных научными методами.

Представляя читателю результаты многолетнего исследования, автор не претендует на абсолютную объективность своего изложения. Объективным оно не может быть по нескольким причинам. Во-первых, научное творчество всегда субъективно, особенно в гуманитарной сфере. Во-вторых, исследование армянской диаспоры предполагает не столько изложение суммы непреложных фактов, сколько объяснение явлений из жизни армянского сообщества, т. е. их авторскую интерпретацию. В-третьих, в основе исследования лежат не только письменные, но и устные источники, которые отличает высокая степень субъективности. Для автора, однако, и те, и другие одинаково ценны как свидетельства живущих и уже ушедших людей.

В результате поисковой работы в государственных архивах и библиотеках страны удалось получить богатый и разнообразный комплекс источников, позволяющий ответить на поставленные исследовательские вопросы. В книге отобраны и расставлены по страницам визуальные документы (репродукции, фотографии и пр.), создав тем самым «параллельный» текст.

Вызывает удовлетворение структура книги. Она позволяет любому читателю, даже не разбиравшемуся в проблеме, которой посвящена книга, получить достаточно глубокие и цельные знания как о судьбе армянского народа в целом, так и об армянах, проживавших в Саратовском Поволжье в прошлом и живущих здесь сегодня.

Достоинством книги является то, что жизнь армянского народа исследуется не сама по себе, а внутри общемирового и общерегионального социокультурного пространства. Армяне являются одним из древнейших народов ныне существующих на земле – они ведут своё существование с середины II тысячелетия до нашей эры. Родина армян, территория, где они появились и сформировались в качестве отдельного, отличного от других, народа – Армянское нагорье. Армянский народ сложился в результате консолидации многочисленных местных племён вокруг племён-носителей индоевропейского языка. Самоназвание армян «хай» учёные связывают с племенным объединением Хайаса-Аззи. Соседи называли хаев «армянами». Впервые этот этноним появился в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария III, датируемой 522–521 гг. до н.э.

Вполне понятно и обоснованно решение автора один из параграфов монографии посвятить Армянской апостольской церкви. Ведь именно церковь во все времена позволяла всем разбросанным по миру армянским диаспорам чувствовать себя единым народом, придавала силы и решимость в борьбе за своё существование и развитие. Весьма существенен её вклад в развитие духовной культуры армянского народа.

Ещё один параграф монографии посвящён Армянскому вопросу и геноциду армян в Османской империи. В многовековой, многострадальной истории армянского народа до Первой мировой войны было немало примеров насилия, репрессий и перемещений. Однако никогда раньше завоеватели не ставили перед собой цель физического уничтожения всего армянского населения и его полного изгнания.  24 апреля 1915 года отмечается дата начала геноцида армян в Османской империи, когда под видом депортации их выселили из родных мест проживания, отправили в пустынные районы и там уничтожили 1,5 млн. человек.

Во второй главе исследуются основные направления миграции армян в России и, в частности, в Нижнем Поволжье. В Поволжском регионе армянские купцы появились ещё в раннем Средневековье. Из письменных источников известно, что в городах Золотой Орды путём принудительного переселения армяне работали ювелирами, кузнецами, плотниками, гончарами, сапожниками, портными, садоводами и виноделами. В ходе археологических раскопок под руководством Д. А. Кубанкина в золотоордынском Укеке был обнаружен христианский квартал и храм, насыщенный богатыми находками.

Особый интерес вызывает материал книги по истории армянской общины в Саратовском регионе. В начале XX в., по мере увеличения численности армян в Саратове, постепенно сформировалась армянская община, которая одной из первых направила поздравительный адрес в связи с открытием Саратовского Императорского Николаевского университета в 1909 г. В 1990 г. армяне Саратова создали общину под названием «Наири», а в 1994 г. зарегистрировали другую организацию – «Крунк». В настоящее время армяне входят в пятёрку крупных народов Саратовской области, а их численность составляет 40 – 45 тыс. чел.

Большую практическую ценность представляет третья глава монографии: «Социально-профессиональный состав армян Саратовского Поволжья». Автор показывает конкретных представителей армянского сообщества последних десятилетий, демонстрирует их вклад в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Читатель может познакомиться с армянами – профессорами и доцентами саратовских вузов, представителями медицины и здравоохранения, деятелями культуры и искусства.

Весьма широко представлено участие армян в хозяйственно-экономическом развитии Саратовской области. Пожалуй, нет такой экономической отрасли, где бы представители армянского сообщества не вносили свой весомый вклад в её развитие. Это свидетельствует о том, что армяне органично вписались в общий интернациональный социум Саратовской области и стали его неотъемлемой частью. Большой интерес вызывает информация о памятниках истории и культуры армян на Саратовской земле. Наиболее значимый и величественный из них – это храмовый комплекс на Соколовой горе.

Почти 30-летний опыт функционирования армянской общины «Крунк» Саратовской области свидетельствует о  формировании армянского сообщества как диаспоры с её социальными институтами, образовательными и культурными программами, религиозными воззрениями во имя сохранения своей этнической общности.

Практическое значение монографии профессора В. А. Чолахяна трудно переоценить. Она даёт возможность каждому жителю Саратова и области получить цельное и непредвзятое представление об истории и современной жизни саратовских армян, об их достижениях и проблемах национального развития, о вкладе в общее дело развития нашего края.

Несомненно, что книга В. А. Чолахяна «Армяне на Саратовской земле» должна быть напечатана массовым тиражом и распространена в библиотеках, учебных заведениях и учреждениях культуры и т.д., чтобы стать доступной каждому, кто интересуется историей и современной жизнью нашей области. Такое, более близкое знакомство с любым из народов, населяющих Саратовскую область, необходимо. Оно позволяет избавиться от многих фобий, мифов и фальсификаций, получить объективные и достоверные данные. Это, безусловно, послужит укреплению толерантности и взаимоуважения представителей всего многонационального социума Саратовской области.