Skip to main content Skip to search

XII всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики обучения истории»

17 February, 2019 - 11:45

XII всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики обучения истории»

Пленарное заседание конференции открыл доктор исторических наук, профессор В.А. Чолахян, осветивший историю педагогического образования  в Саратове. В настоящее время на каждом факультете СГУ имеются направления подготовки «Педагогическое образование». В рамках этого направления в ИИиМО осуществляется обучение бакалавров и магистрантов, а также проводятся ежегодные научные конференции.

С приветственным словом к участникам конференции выступила директора ИИиМО доктор экономических наук, профессор Т.В. Черевичко, отметившая актуальность широкого круга представленных проблем отечественной и региональной истории, а также методики её обучения. Профессор Т.В. Черевичко обратила внимание на тенденцию снижения качества знаний по истории у абитуриентов, поступающих в ИИиМО.

В рамках пленарного заседания было заслушано два доклада, посвящённых итогам ЕГЭ по истории в Саратовской области и вопросам развития познавательного интереса школьников к истории.

В докладе доцента Н.В. Попковой «Динамика изменения знаний выпускников школ по истории (на материале ЕГЭ в Саратовской области)» был представлен анализ результатов школьников в ходе ЕГЭ за последние 5 лет и обозначены их типичные ошибки.

Доцент И.В. Ястер раскрыла основные направления повышения познавательного интереса к истории в рамках школьного исторического образования».

Завершилось пленарное заседание конференции презентацией монографии доктора исторических наук, профессора ИИиМО СГУ В. А. Чолахяна «Армяне на Саратовской земле».

В рамках конференции были организованы три секции: «История России» (рук. д.и.н., профессор В.А. Чолахян) и «Проблемы теории и методики обучения истории» (рук. к.п.н., доцент И.В. Ястер) и «Из опыта преподавания истории в школе» (рук. к.ф.н., доцент Н.В. Попкова).

В работе секции «История России» приняли участие 11 докладчиков, представлявших, кроме Саратовского государственного университета, Саратовский государственный медицинский университет, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова и Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Открыл работу секции доцент Д.С. Артамонов, обозначивший проблему меминга как инструмента конструирования исторической памяти. Профессор Е.Н. Морозова представила концепцию личности Н.А. Милютина в мемуарах второй половины 19 – начала 20 вв.

Аспирант Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова Р.Р. Джаббаров раскрыл сущность взглядов консерваторов на личность Петра I в первой половине XIX в.

Профессор Ю.В. Варфоломеев провёл просопографический анализ второго Крымского краевого правительства в период Гражданской войны, а доцент СГМУ Ю.В. Ищенко сделал доклад о становлении и развитии Саратовского медицинского института в 1930-е гг.

Выступление аспиранта В.А. Котельникова было посвящено  повседневной жизни сельского населения Саратовского Поволжья в годы коллективизации сельского хозяйства.

Аспирант ИИиМО СГУ Ю.С. Чихичин проанализировал основные направления российской пропаганды в ходе конфликта на юго-востоке Украины в 2014–2015 гг.

В работе секции приняли активное участие магистранты Института истории и международных отношений

В секции  «Проблемы теории и методики преподавания истории» (рук. к.п.н., доцент И.В. Ястер) принимали участие как преподаватели и магистранты  ИИиМО СГУ, так и учителя школ  Саратова и области.

Заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования СОИРО, доцент В.Г. Петрович представил интересный доклад «История в школе – слуга двух господ?», а М.А. Васильченко поделился опытом проектной деятельности на уроках истории в рамках историко-культурного стандарта.

На секции «Из опыта преподавания истории в школе» (рук. к.ф.н., доцент Н.В. Попкова) были представлены доклады учителей школ Саратова и области. Состоялся обмен опытом работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников. В заключении, участники секции поблагодарили организаторов конференции за доброжелательность и предоставленную возможность обменяться опытом проведения современного урока истории.