Skip to main content Skip to search

 В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» воспитание понимается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

 При организации воспитательной работы на кафедре учитывается ряд факторов: традиции воспитательной работы, сложившиеся в университете (университет основан в 1909 году); многолетний опыт подготовки кадров, в своей профессиональной деятельности подтвердивших не только свою высокую профессиональную квалификацию, но и навыки, полученные в результате эффективной системы воспитательной работы в СГУ; заинтересованность руководства университета и всех структурных подразделений в системном гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании студентов; готовность университетских преподавателей к повседневной аудиторной и внеаудиторной работе со студентами, интенсивному общению с обучающимися на волнующие их темы; заинтересованность обучающихся в волонтерской и других видах активной деятельности, в университетских мероприятиях, способствующих личностному развитию.

Воспитвающая деятельность на кафедр строится в соответствии с нормами и положениями: –  Конституции Российской Федерации; – Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федерального закона от 05.02.2018 г № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»; Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;  Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письма Министерства науки и высшего образования №МН-11/311-ЕД от 08.04.2021 «О направлении методических рекомендаций»; Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Значительное внимание уделяют сотрудники кафедры внеаудиторной воспитательной работе, которая осуществляется ими как в роли кураторов студенческих групп (Е.А. Агашкова), так и непосредственно в процессе учебных и внеаудиторных занятий. 

Так, куратор студенческих групп выполнял свои традиционные обязанности, связанные с организацией образовательного процесса  (профилактика неуспеваемости, контроль посещаемости, проведение старостата, работа с волонтерами на факультетских мероприятиях), и формирования определенных профессиональным стандартом личностных качеств студентов.  Кроме того, преподаватели кафедры осуществляли свою воспитывающую функцию в процессе непосредственного общения со студентами, как на занятиях, так и дистанционно, участвуя в различных профессиональных сообществах в системе Интернет. На кафедре продолжилась работа по формированию традиции посещения студентами музеев. Усилилась тенденция к организации дискуссионных обсуждения проблем нравственного плана, что нашло выражение в активном участии студентов в организуемой Неделе педагогического образования.

Поскольку сотрудники кафедры методологии образования  проводят занятия и организуют практику студентов  восьми структурных подразделений университета,  то подготовка команд к участию в ежегодной педагогической олимпиаде студентов является их непосредственной обязанностью. В этой связи практически все сотрудники кафедры, в том числе и работодатели, участвуют со своими студентами в данном мероприятии.

Сотрудники кафедры выступают инициаторами, идейными вдохновителями и организаторами публичных мероприятий, которые со временем становятся широко известными и принятыми как в университете, так и среди иных образовательных организаций, причем не только г. Саратова. К ним следует отнести не только конкурс профессионального мастерства «Шаг в профессию», инициированный 20 лет назад М.Н. Бурмистровой,  творческий отчет по летней вожатской практике, зародившейся в начале 90-х гг. на кафедре педагогики Педагогического института благодаря Г.К. Париновой, Н.П. Лукашенко, В.С. Логиновой. В настоящее время этот конкурс получил «второе дыхание» стараниями О.А. Козловой.Студенты, под руководством А.И. Чернышова, посещали школы и школы-интернаты с концертами.  

Уже девятый год подряд в университете проводится крупномасштабный Научно-методический Фестиваль «Неделя педагогического образования», инициатором котором явилась Е.А. Александрова. 

В 2023 году доц. М.Н. бурмистрова явилась инициатором нового студенческого конкурса педагогических проектов https://old.sgu.ru/structure/fppiso/methobr/studencheskiy-konkurs-pedago...