Кафедра методологии образования осуществляет подготовку
- бакалавров, способных к успешной профессиональной деятельности в области дошкольного образования в соответствии c Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки № 121 от 22.02.2018 г.);
- магистрантов – будущих руководителей образовательных организаций, способных к проектной управленческой деятельности в сфере образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки № 121 от 22.02.2018 г.);
- аспирантов, готовых к научно-исследовательской деятельности в области образования и преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования в соответствии с ФГОС ВО (уровень высшего образования «подготовка кадров высшей квалификации» направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 902).
Цель программы бакалавриата «Дошкольное образование» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» – подготовка высококвалифицированных кадров – педагогов дошкольного образования нового поколения, востребованных системой образования и мотивированных к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования. Подготовка проводится с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе компетентностного подхода, вариативности и преемственности образовательных программ, использования современных образовательных технологий, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и оценки качества образования.
Программа базируется на органичном сочетании теоретической и прикладной, практико-ориентированной подготовки педагогических кадров с учетом специфики профессионального универсализма педагога дошкольного образования. Она реализуется на основе усвоения традиций классической педагогики, дошкольной педагогики и методики обучения и воспитания в сфере дошкольного образования, новейших достижений науки и инновационных педагогических технологий, усиления практической направленности обучения и содействует повышению качества профессиональной подготовки, успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
Обучение по профилю подготовки «Дошкольное образование» осуществляется в очной и заочной формах.
При обучении по данной программе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Специфика профессиональной деятельности выпускника обусловлена универсализмом педагогической педагога дошкольного образования. Выпускник бакалавриата – профессионально подготовленный педагог дошкольного образования, методист, способный работать в дошкольных образовательных организациях различных типов (детский сад, начальная школа – детский сад, центр развития ребенка, образовательные организации для детей с ОВЗ; учреждения дополнительного образования).
Базами проведения практик выступают образовательные организации г. Саратова и области – дошкольные образовательные организации, учреждения дополнительного образования детей (или аналогичные по месту жительства), например, ЦРР «Детский сад № 101 «Жар-птица» г. Саратова и др., а также иные по месту жительства.
Специфика профессиональной деятельности выпускника направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, очной и заочной форм обучения и профиля подготовки Менеджмент дошкольного образования (уровень магистратуры) заключается в управлении организациями, оказывающими образовательные услуги по основным общеобразовательным и дополнительным образовательным программам дошкольного образования в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред. 2020 г.).
Выпускник магистратуры может осуществлять профессиональную деятельность в дошкольных образовательных организациях и органах управления образования разного уровня, выполняя трудовую функцию управления педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с проектной и управленческой видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ее программа, готов решать следующие профессиональные задачи:
- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.
Базами проведения практик выступают образовательные организации г. Саратова и области – дошкольные образовательные организации, учреждения дополнительного образования детей (или аналогичные по месту жительства): НДОУ Детский сад № 111 ОАО «РЖД» г. Саратова; МОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» г. Саратова; ЦРР «Детский сад № 101 «Жар-птица» г. Саратов, а также иные по месту жительства.
Цель программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиля подготовки "Управление образоватлеьными организациями" (очная и заочная формы обучения))- подготовка высококвалифицированных профессионалов, способных выполнять трудовую функцию управления образовательной организцией, обладающих современными научными знаниями и опытом практической деятельности, влдающих эффективными методами постановки и решения управленческих, экспертно-аналитических и прикладных задач в условиях изменчивой инновационной образовательной среды, подготовленных к самостоятельной управленческой и проектной деятельности.
Уникальность магистерской программы «Управление образовательными организациями» заключается в создании профессорско-преподавательским составом кафедры условий, педагогически обеспечивающих реализацию магистрантом практик самоорганизации управленческой деятельности, освоения, понимания и индивидуального вариативного преобразования процесса развития образовательной организации, ее субъектов, в т.ч. и саморазвитие.
Специфика профессиональной деятельности выпускника с учетом профиля его подготовки «Управление образовательными организациями» заключается в управлении организациями, оказывающими образовательные услуги по основным общеобразовательным и дополнительным образовательным программам:
- общего образования, как вида образования, направленного на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
- дополнительного образования, направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Выпускник магистратуры может осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, дополнительные образовательные программы, а также выполнять трудовую функцию управления педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования.
Базами производственных практик выступают образовательные организации г. Саратова и области – средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, колледжи, дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования детей (или аналогичные по месту жительства).
Цель программы по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки направленности Общая педагогика. история образования и науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) - подготовка высококвалифицированных профессионалов, способных исследовать педагогические процессы, образовательные системы и закономерности их развития, разрабатывать и использовать педагогические технологии для решения задач образования, подготовленных к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области образования, преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
Цель программы по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки направленности Методология и технология профессионального образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных исследовать педагогические процессы, образовательные системы организаций профессионального образования и закономерности их развития для решения задач профессионального образования, подготовленных к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также преподавательской деятельности по образовательным программам профессионального образования.
Уникальность программы подготовки аспиранта на кафедре методологии образования обеспечивается сочетанием компетентностного, средового, проблемного, проектного подходов, педагогически обеспечивающих реализацию аспирантом практик самоорганизации научно-исследовательской и преподавательской деятельности, направленной на исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработку и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
Это становится возможным за счет парадоксо-предъявляющих, проблемно-ориентирующих лекций; смыслопорождающих, способо- и инструментально- обогащающих практических занятий и продуктивной с точки зрения предстоящих профессиональных задач, личностно результативной самостоятельной работы, в процессе которой аспиранты выполняют систему смысло- и практико-ориентирующих задач, поиск решения которых будет обеспечивать формирование готовности и способности к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.