Skip to main content Skip to search

В ИИиМО состоялась II Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Развитие индустрии туризма и сервиса в условиях становления цифровой экономики»

6 October, 2018 - 19:15

В ИИиМО состоялась II Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Развитие индустрии туризма и сервиса в условиях становления цифровой экономики»

5 октября 2018 г. в Институте истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского состоялась II Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Развитие индустрии туризма и сервиса в условиях становления цифровой экономики». Работа конференции осуществлялась в рамках двух секций: «Цифровые технологии в туризме и сервисе: перспективы развития и риски использования» и «Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере туризма и сервиса» на английском языке. В конференции приняли участие бакалавры различных направлений подготовки.

Конференция открылась пленарным заседанием, на котором с приветственным словом выступила директор Института истории и международных отношений, руководитель Научно-образовательного центра подготовки музейных экспозиций и туристических маршрутов, доктор экономических наук, профессор Татьяна Викторовна Черевичко. Она отметила, что для развития индустрии туризма и сервиса цифровые технологии играют особо важную роль. В цифровой экономике ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка и использование результатов анализа которых позволяют существенно повысить эффективность реализации товаров и услуг. Цифровая экономика позволяет предприятиям индустрии туризма и сервиса достигать лидерских позиций на рынке благодаря цифровым продуктам инновационной деятельности.

На пленарном заседании выступила студентка 2 курса н.п. подготовки «Туризм» Королева Анастасия, которая представила собственный проект «Поехали», направленный на развитие внутреннего туризма посредством создания качественного фото- и видео-контента. Целью проекта является  создание фото- и видеоконтента по объектам туристского показа 12 муниципальных районов Саратовской области для повышения уровня информированности потенциальных туристов о возможностях отдыха и туризма в регионе. В результате реализации проекта ожидается создание качественного информационного поля по возможностям отдыха и туризма в муниципальных районах Саратовской области на площадках проекта «Поехали!» и официальных сайтах органов местного самоуправления.

Гостями пленарного заседания стали бакалавры направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС)  - Буланова Валерия и Тулочкина Елена. Студентки рассказали о применении информационных технологий в сфере туризма на примере разработанного ими сайта «Прогулка по Саратову». На сайте представлена полезная информация, которая поможет организовать туристу самостоятельное и доступное путешествие в г.Саратов. Простая навигация по сайту позволит пользователям быстро найти информацию о достопримечательностях города и спланировать свою поездку.

В работе секции «Цифровые технологии в туризме и сервисе: перспективы развития и риски использования» приняли участие студенты 1-3 курсов направлений подготовки «Сервис» и «Туризм». В ходе дискуссии обсуждались основные тенденции, проблемы и перспективы развития индустрии туризма и сервиса в контексте цифровой трансформации. Студенты 3 курса н.п. «Туризм» - Дорофеева Е.А., Жусупова А.А., Мендешева А.Н., Мунбаева А.Ж., Хомутова Я.О. - подготовили доклад, в котором выделили основные направления популяризации музейного продукта с использованием цифровых технологий. Наиболее перспективными направлениями были названы создание виртуальных туров, а также внедрение дополненной реальности.

Боброва А.В. и Петрова Н.О., студентки 2 курса н.п. «Сервис» посвятили свое выступление исследованию основных технологических трендов гостиничной индустрии в цифровую эпоху, обозначили, к чему будут стремиться гостиницы в будущем. Так, согласно мнению коллектива авторов, в ближайшей перспективе будет сделан акцент на такие инновации, как создание цифровых киосков, внедрение ключа-смартфона, использование голосовых ассистентов и роботов в деятельности отеля.

Демьяненко В.О., Сосновцева К.П. и Шатохина И.Д., студентки 1 курса н.п. «Туризм»,  акцентировали внимание в представленном докладе на роли мобильных приложений в организации туристических поездок. Было отмечено, что самым популярным мобильным приложением в России является ВКонтакте, и данный ресурс активно используется в продвижении туристских услуг. Мобильные приложения оказывают большое влияние на процесс бронирования мест в средствах размещения, приобретение авиабилетов, сравнение цен на авиабилеты различных авиаперевозчиков.

Студентки 2 курса н.п. «Туризм» Дорохина Д.И., Каликина М.А., Королева А.А., Ляшенко Б.А., Штадлер О.А. выступили с докладом «Путешествия в эпоху цифровой трансформации: новые привычки и туристические маршруты». Студенты обратили внимание аудитории на новые понятия в туризме: «новый туризм» и «новый турист», появившиеся вследствие развития цифровой экономики.

Галстян В.С., Губанова Ю.А., Лебедева Ю.В., Маркелова А.Д., Пчелинцева П.А., Усачева А.С., студенты 2 курс н.п. «Сервис» рассказали о тенденциях развития онлайн-сервисов транспортных услуг. Выступление ценно тем, что в нем отражены практикоориентированные предложения по дальнейшему совершенствованию онлайн-сервисов при реализации транспортных услуг, среди которых можно выделить внедрение деятельности службы по прокату велосипедов с помощью приложения в г. Саратове.

Студенты 1 курса н.п. «Сервис» Зеленова К.О., Нуждина Д.С., Стрельцова А. А.  раскрыли проблемы и перспективы развития сферы общественного питания в условиях цифровой экономики. К перспективам докладчики отнесли возможность применения в организациях, оказывающих услуги питания, электронного меню, сенсорных touch-столов, оплату с помощью пластиковых карт и др. 

Интерес также вызвал доклад студентки 3 курса н.п. «Туризм» Акопян Д.Р., которая свое выступление посвятила  профессиям будущего в индустрии туризма и в смежных отраслях услуг. В перечень таких профессии попали архитектор территорий, консьерж робототехники, дизайнер дополненной реальности, разработчик интеллектуальных туристических систем, режиссёр индивидуальных туров и др. Студентка сформулировала основные требования к таким профессиям и подчеркнула, что новые профессии востребованы благодаря прорывным технологиям.

Хомутова Я.О., студентка 3 курса н.п. «Туризм» рассказала участникам конференции об информационно-коммуникативных технологиях, которые используются в сфере оказания музейных услуг для лиц с ОВЗ. Студентка отметила необходимость создания комнаты виртуального музея, светового музея, применения аудиогида с функцией обработки языка, видеогида для глухих и др. Инновационные технологии помогают людям с ОВЗ компенсировать утраченные возможности

Студентка 2 курса н.п. «Сервис» Маштакова Т.А. подготовила доклад о применении информационных технологий в сфере гостеприимства на примере гостиниц г.Энгельса Саратовской области. С этой целью автор провела анализ сайтов средств размещения.

В ходе работы секции участники и гости активно обсуждали каждый из представленных докладов. Было отмечено, что все идеи, озвученные в выступлениях, могут быть использованы для разработки новых проектов в области развития индустрии туризма и сервиса.

В рамках конференции была проведена секция на английском языке «Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере туризма и сервиса». В ней приняли участие бакалавры направлений подготовки «История», «Туризм», «Сервис» и «Международные отношения». Они подготовили англоязычные доклады и презентации, посвященные вопросам развития туризма и сервиса в современном мире. Работа секции координировалась доцентами кафедры английского языка для гуманитарных направлений и специальностей Захаровой Е.Н., Сауниной Е.В., преподавателем кафедры Гавриловой С.Ю.

Доклад Аверьяновой А. Н. (н .п. «История», 3 курс) Virtual Tour of the Zoological Museumin St. Petersburg» охватывал требования, выдвигаемые к веб-страницам музеев, и виртуальным турам, а в качестве примера были рассмотрены онлайн коллекции и виртуальные экспозиции Зоологического музея г. Санкт-Петербург.

Исследование Тимошенко К. А. и Ларцевой А. Р.  (н.п. «Сервис», 4 курс) «Artificial Intelligence in theHospitality Industry as a Form of Innovative Entrepreneurship» касалось вопросов искусственного интеллекта и его применения в индустрии сервиса и гостеприимства. Авторы привели  примеры американских и японских отелей, использующих технологии «умного дома», а также факторы, влияющие на внедрение подобных инноваций в гостиничный бизнес.

Акопян Д. Р. («Туризм», 3 курс) в своем докладе «New Professions in the Tourism Industry and Related Spheres ofService» проанализировала так называемый «Атлас профессий», в котором указаны профессии будущего и, в частности, спрогнозированы новые профессии, связанные с туризмом и сервисом. Интерес вызвали навыки, необходимые для приобретения новых специальностей.

В докладе Борисова А. Ю. (н.п. «Международные отношения», 3 курс) «Mobile Travelling Applications» представлены современные мобильные приложения, которые активно используются в сфере туризма; возможности Интернет-технологий для туристических агентств и простых туристов; преимущества и недостатки информационно-коммуникационных технологий.

Доклад Хомутовой Я. О. (н.п. «Туризм», 3 курс) «Information and CommunicationTechnologies in Tourism as a Helping Hand for People with Disabilities» осветил возможности современных технологий для людей с ОВЗ (проблемы разработки и применений). В качестве примера, автор описал модель музейной экспозиции, снабженной специальными средствами для инвалидов, а также аудио и видеопрограммы для посетителей с инвалидностью.

И наконец, проект Газбаевой Н. И. и Дорофеевой Е. А. (н.п. «Туризм», 3 курс) «Google Cultural Institute as a Standard of a Modern VirtualMuseum» очертил основные направления работы виртуального института Google: инструкции по навигации по сайту, различные разделы и подразделы, категории посетителей музея и т.п. Были рассмотрены примеры онлайн выставок и целых музеев (Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина и др.).