Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Новость о прохождении педпрактики

Фотографии с педпрактики


На одном из занятий по методике применения образовательных технологий в школьном обучении русскому языку нам, студентам 301 группы, представилась уникальная возможность – возможность создать свой собственный журнал. Ну и, конечно же, темой нашего первого выпуска стала та самая, не сходящая с наших губ и не угасающая в памяти, первая педагогическая практика. Впервые в истории Института филологии и журналистики учащиеся по направлению педагогическое образование вышли на педагогическую практику на третьем курсе, что ранее осуществлялось исключительно на четвертом. Мы были удивлены, если не сказать большего. Но нельзя исключать и тот факт, что вместе с волнением в нас зародилось и желание, желание поскорее проверить свои знания, проверить себя на прочность и желание ответить на самый главный вопрос: «Ту ли профессию я выбрал?» Реальность показала, что педагогическая практика исполняет желания: всё, что мы хотели – получилось. Об этом мы вам и расскажем.

Студенты проходили педагогическую практику с 05.02 по 06.03.2018 в Лицее прикладных наук, в котором наставниками студентов стали Е.Б.Майоршина, Н.В.Рогожина, Н.В.Глущенко, Л.В.Червякова; в Восточно-Европейском лицее, в котором огромную помощь оказывали О.И.Янковский и Л.С.Янковская; в Гуманитарно-экономическом лицее, в котором поддержкой и опорой стали Н.В.Шевцова и Е.Б.Щедрина. Они взяли нас, неоперившихся птенцов, под свое крыло и учили нас летать, ведь до них мы знали о полете лишь в теории. Конечно же, не было той легкости, с которой птицы рассекают своими крыльями небесный простор. Мы только учились и, как все, сталкивалась с определенными преградами на пути. Я не буду оригинальной, если скажу, что нам было трудно. Было очень трудно. Одной из главных проблем, с которой столкнулись студенты, было то, что они вышли на практику, не прослушав полностью курс методики обучения по русскому языку и литературе. Федеральный государственный образовательный стандарт требует от учителей особых навыков и умений, которыми мы, на момент работы, не обладали. Я говорю сейчас, например, о составлении технологических карт, которые опытному преподавателю представляются сущим пустяком, но будущим педагогам, которые еще не изучили это в теории, было трудно выполнить это на практике. Опять-таки, стоило только начать. Знаете, это как быть летчиком. Однажды взлетевший, всегда будет желать высоты. Так было и у нас. Попробовав, преодолев свой страх в какой-то мере, мы настолько прониклись школьной жизнью, настолько ее полюбили, что не хотели, чтобы эта практика заканчивалась.

В разговоре, непосредственно о практике, я перейду с орнитологических терминов на ихтиологические, потому что наша педагогическая практика ассоциируется у меня именно с золотой рыбкой. Словно волшебное создание из сказки А.С.Пушкина, она исполнила наши три, самых заветных желания, о которых я уже говорила ранее, а именно, желание поскорее проверить свои знания, проверить себя на прочность и желание ответить на самый главный вопрос: «Ту ли профессию я выбрал?». Примерами из нашего журнала я это проиллюстрирую.

Первое желание – желание проверить свои знания. Это касается не только, непосредственно, работы на уроке, но и самой подготовки к нему. Ведь подготовка к занятию – та самая подводная часть айсберга, которую дети, к сожалению, не видят. А ведь это огромный труд. Вот что об этом сказали студенты.

            Яна Чайковская

- Яна, сколько времени у тебя занимала разработка конспекта урока?

- Ну, во-первых, по русскому языку это были технологические карты, и это действительно занимало много времени, несколько дней, как минимум два. Если же сесть и работать над конспектом урока без перерывов, то это занимало не меньше половины дня точно, потому что хотелось сделать все идеально.

- Оставалась ли ты когда-нибудь недовольна своей работой в классе после того, допустим, как весь день делала какой-то материал?

- Ну, да, бывало. Потому что иногда не всё успевала объяснить детям, так как хотелось больше вместить в урок, но приходилось останавливаться на
каком-то материале, потому что ученики его не всегда понимали с первого раза, и это занимало больше времени, чем я планировала изначально.

- Раздражало это тебя? Не было ли обидно?

- Не могу сказать, что обидно. Лучше при подготовке к уроку больше сделать, чем меньше. У меня один раз было так … Я с русским языком дружу больше, чем с литературой, и к уроку литературы у меня однажды был довольно-таки короткий конспект, а урок-то оказался больше по времени, чем я себе внутренне представляла. Мне приходилось растягивать, действовать экспромтом. Это гораздо хуже, чем успеть сделать меньше, чем было запланировано.

- А бывало ли такое, когда ты подготавливала конспект такой основательный, большой, проработанный, а дети просто не хотели работать? Ты на них в этих случаях обижалась?

- На литературе было, когда один мальчик не подготовился. Он был самый шумный, когда он готов, он всегда отвечает на вопросы, а когда не
готов – старается пообщаться с другими детьми. На него да, я обижалась, потому что мне казалось, что этот урок прошел не так хорошо, как я хотела бы, именно потому, что он отвлекал других. И сам не понял, и другим помешал.

Вторым желание стало желание проверить себя на прочность и здесь у каждого студента было, что сказать. Приведу примеры.

            Светлана Батура.

Моя первая реакция на педагогическую практику – паника. Как готовиться к урокам? Как заинтересовать детей? Как составить конспект? Эти и другие вопросы породили во мне неистовый страх. Осознание того, что в твоих руках умы больше двух десятков детей, пугало. Однако страх не самое сложное, что пришлось преодолеть. На некоторых уроках мною были допущены ошибки: где-то не обратила внимание на слайд презентации, где-то неправильно проверила. Образ учителя в моей голове не соединялся с какой-то ошибкой. Пришлось смириться с тем, что такое возможно.

            Дмитрий Бумагин.

- Часто тебе приходилось применять юмор на своих занятиях?

- Я не сразу его начал применять, сначала нужно было как-то наладить отношения с классом, потому что они могли бы не выйти на контакт. Но я заметил, что не все мои шутки удались, потому что дети еще маленькие были. Но шутки у меня были нормальные, сразу оговорю, просто дети были напряжены, наверное, от того, что новый человек пришел, и не все шутки находили отклик.

- А какой класс был?

- Седьмой.

- Седьмой класс – вполне уже взрослые. То есть, речь скорее идет не о возрасте, а об их напряжении?

- Скованности …

- И как быстро получилось найти общий язык с детьми?

- Не с первого урока, а может быть … На второй или на третий урок с контактом уже нормально было все.

- И никаких сложностей?

- Ну … Меня девочки седьмого класса очень стеснялись, например. Они вообще на первом уроке мне ни разу не ответили. Я смотрел на них, они сидят, у них все щеки краснющие, все глаза куда-то отводят, чтобы на меня не смотреть. Я спросил одну девочку уже целенаправленно, она еле ответила мне.

- И не помогло твоё умение шутить в этой ситуации?

- Нет, именно в этой – нет, а дальше помогало, ну, например, на последней парте сидел мальчик один, а слева и справа от него сидели две девочки. Я веду урок и вижу, что он отвлекается и с ними разговаривает. Я говорю: «Я в этот момент должен быть тебе интереснее девочек, потому что я могу тебе дать знания, а они не могут». Весь класс смеялся. Но потом я понял, что когда ты чрезмерно шутишь, то можно сорвать урок из-за этого, потому что дети расслабляются, и тогда ничего не получается. И я начал себя контролировать и уже как-то в меру шутить.

- А были уроки, на которых очень мешал юмор?

- Таких, чтобы прямо сорвался урок, – нет, не было. Просто после того урока, о котором я рассказал, у меня у самого осталось ощущение, что я не успел проработать всё, что запланировал.

- То есть, шутя, можно запустить в класс «бациллу веселья», все ученики тоже будут пытаться шутить и восстановить дисциплину будет уже сложно?

- Как раз так и получилось. Начали смеяться все сразу, развернулись к мальчику и тем двум девочкам, стали улыбаться, а я просто выпал из их внимания.

- Какой вывод Вы сделали для себя после всего этого?

- Вывод простой: даже если ты отличный юморист, лучше этим не злоупотреблять, на уроке можно где-то пару раз, не больше. И если пошутил, то нужно уметь сразу детей остановить, сразу их обратно вернуть на рабочую волну, а иначе они просто полностью расслабятся.

            Яна Захарова.

Без ошибок не обошлось. Первые уроки были непростыми с точки зрения их подготовки и проведения, не хватало знаний в области методики преподавания русского языка и литературы. Очень трудно было правильно распределить время на выполнение того или иного задания, поэтому на уроке не все пункты, которые были запланированы, удавалось реализовать. Недостаток опыта и знаний не стали препятствием к успешному прохождению практики. Поддержка со стороны учителя и методиста,  непрерывное общение  с учащимися помогли мне поверить в себя, провести анализ собственных уроков, чтобы улучшить качество составления и проведения следующих. Благодаря прохождению лагерной практики я поняла, что ученики – зеркало, которое дает нам так много увидеть, оценить  и изменить. Если говорить об изменении, то важно здесь начать с самого себя. Надеюсь, работа в школе даст мне снова эту возможность.

            Александра Годунова

- Саша, скажи, то, что ты творческий человек, помогало тебе в работе в школе, ты как-то разнообразила творчеством свои уроки?

- Мне попался класс отстающий, и материал они воспринимали плохо … Когда я делала конспекты для него, я понимала, что вносить в уроки еще и элементы творчества не выйдет, потому что ученики к этому не готовы, и в этом классе всё плохо с дисциплиной. Я нередко не справлялась с ними, поэтому понимала, что даже если буду готовиться и заниматься с этим классом творчески, урок может не получиться из-за поведения учащихся. К тому же после карантина я осталась на практику одна, и не смогла бы контролировать их, все мои труды пошли бы прахом. Поэтому я планировала и проводила обычные уроки. И не выбирала особые методы работы с учащимися. А можно было бы попробовать методики синквейна, попробовать разные уроки-лаборатории…

- Но с этим классом это вряд ли бы получилось?

- Да, во всяком случае, у меня не получилось бы.

- Чувствовала ли ты себя в связи с этим скованной в работе? Это как-то стесняло тебя?

- Такое часто бывало. Я постоянно чувствовала напряжение, неуверенность….

- Не осталось ли чувства, что если бы они тебя лучше узнали, то, возможно, кто-то откликнулся и захотел провести необычный урок?

- Я думаю, что да.

-  Просто у тебя было для этого недостаточно времени?

- Да, ведь практика должна была идти всего месяц, а из-за карантина она оказалась еще короче. Но, надеюсь, в будущем всё у меня сложится иначе.

Как можно заметить, равнодушных к этому вопросов не осталось. И третьим желанием стало желание получить ответ на вопрос: «Ту ли профессию я выбрал?»  Студенты поразмышляли над этой темой, поделились тем, кто или что вдохновили их поступить именно на педагогический факультет. Об этом всём они расскажут сами.

            Дмитрий Бумагин

Я выбрал профессию учителя, потому что мой преподаватель русского языка и литературы в школе была для меня кумиром, почти идолом. Как же у неё получилось привить мне такую любовь к русскому языку и литературе? Несомненно, это её умение вести уроки. Я часто расстраивался, когда занятие проходило очень быстро, настолько я был увлечён работой.

И второе, что не менее важно, это активная жизненная позиция моей учительницы, Татьяны Николаевны. Она самостоятельно открыла в школе музей, посвященный Великой Отечественной войне. В каком-то маленьком кабинете. Но там было так уютно и красиво! Это меня очень зацепило. Я считаю, что учитель в школе может влиять на выбор профессии своих учеников.

            Мария Кичанова

Преподаватель русского языка и литературы привила мне любовь не только к предмету, но и воспитала меня тем учеником, который всегда желает совершенствоваться и добывать новые знания, чтобы хоть каплей быть похожим на своего наставника.

Представляя себя в профессии, я строю в мыслях образ той самой учительницы с добрыми глазами, которая строго спрашивала на уроках. Я помню, как она старалась дать нам знания, и как она расстраивалась, когда мы что-то забыли или не выучили. Теперь я ее понимаю. Приятно, когда именно ты научил ребенка чему-то, и это что-то как-то помогло ему в жизни.

Возвращаясь в родную школу и встречая свою учительницу, я каждый раз благодарю её за то, что она делала лично для меня. А она в ответ смотрит всё теми же добрыми глазами, полными слез и благодарности.

            Александра Годунова

Практика в школе показала мне трудность этого пути. Не каждый ученик имеет желание идти за учителем. Нужно подобрать к каждому ключик, достучаться до ума и сердца. На данный момент это для меня трудно, но я бы хотела этому научиться.

После всех желаний, которые исполнила золотая рыбка-практика, остался вопрос, на который должны ответить студенты самостоятельно. Например, вопрос: «Чему я должен еще научиться?»

            Александра Годунова

Чему мне еще надо научиться? Сложный вопрос. Есть много вещей, которым бы я хотела научиться.

На мой взгляд, в школе важно научиться взаимодействовать не только с учениками. Важно научиться взаимодействовать со своими коллегами: другими учителями, важно уметь находить общий язык с руководством.

Кроме того, важно уметь взаимодействовать с родителями учеников, уметь вести с ними диалог, организовывать общение. Самое главное
умение – умение проводить родительские собрания. Это сложно и непросто в современной школе. Важно уметь донести до родителя всю информацию.

Мне бы хотелось справляться с неуверенностью в себе. Найти ту методику, которая помогала бы мне сразу же.

Не менее важно уметь справляться с трудностями, которые возникают на этапе обучения, нужно уметь их предвидеть, а если это не выходит – умело избегать.

Я надеюсь, что смогу этому научиться. Всё должно прийти с опытом.

            Анна Таспаева

Пройдя практику, я поняла, что пока не научилась объективно оценивать письменные работы обучающихся, так как мне не хочется ставить детям плохие оценки. Особенно, когда школьники активно проявляют себя на уроках, стараются размышлять, рассуждать над поставленными вопросами. Хочется поощрить ребенка, если видишь изменения в положительную сторону: если ребенок молчал или не понимал тему, но стал прикладывать усилия, попросил объяснить тот или иной учебный материал.

Также присутствуют методические промахи. Я проводила урок, посвященный обучению написания сочинения-рассуждения. Школьники на этом уроке столкнулись с новыми терминами, вводными конструкциями, которые ранее они не использовали: «тезис», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих». Моя ошибка состояла в том, что я не проверила, как учащиеся записали в тетрадях вышеперечисленные слова. А они записали их цифрами, а не прописью.

            Яна Чайковская

Пройдя практику, я поняла, что пока не научилась делать каждый урок интересным, разнообразным. Мне бы очень хотелось научиться добавлять в каждый урок «изюминку», но на этой практике я не смогла добиться этого. Я добавляла небольшие интересные элементы, например, дети писали синквейны, составляли кластеры. В итоге я осталась довольна своей теоретической подготовкой к уроку, но я не могу назвать все свои уроки разнообразными, а для меня это очень важно. Я считаю, что если заинтересовать детей, то они лучше усвоят материал, лучше поймут его, а это ключ к успеху.

Также я считаю, что в связи с тем, что не научилась делать уроки разнообразными, не всегда мне удавалось сохранить внимание детей. Некоторые дети отвлекались, разговаривали между собой. Думаю, если бы в каждом уроке была какая-то особенность, то дети слушали бы с большим интересом. Поэтому я жду следующую практику и дальнейшую работу в школе, чтобы саморазвиваться и набираться опыта.

            Анна Дрокина

Для меня педагогическая практика была очень полезной. Я почувствовала себя в роли учителя и классного руководителя, и мне это понравилось. В ходе педагогической практики я научилась грамотно распределять время на уроке, научилась держаться «молодцом» в классе, не показывая своё волнение, нашла общий язык с учениками, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время. Мне не всегда удавалось удержать дисциплину в классе, так как дети  были очень подвижны, и некоторые даже минуты не могли посидеть спокойно, чтобы не отвлечь себя и других. Я хочу научиться тому, как работать с такими детьми.

            Мария Кичанова

Пройдя практику, хоть и не очень продолжительную, я поняла, что мне стоит многому научиться.

Во-первых, научиться правильно объяснять материал детям, чтобы им было просто и понятно. Дети любят задавать вопросы, иногда такие, на которые ты не сразу можешь ответить. А большие паузы на уроке недопустимы.

Во-вторых, стоит подтянуть свои умения правильно распределять время на уроке. На уроках литературы, особенно. Когда с ребятами начинаешь обсуждать какое-то произведение, уходишь порой в такие дебри, в такие мелочи, на которые ты не рассчитывал изначально.

В-третьих, нас учили, что в классе не стоит выделять любимчиков. Этому я не научилась. С первых уроков мое внимание приковало несколько ребят, которые не только своими знаниями, но и своей харизмой просто очаровали меня, и мне хотелось работать с ними все время.

Я убедилась, обнаружив свои пробелы во многих вопросах, что работа учителя – сложный труд. Учиться чему-то стоит всегда, и многие вещи приходят с опытом. Я думаю, что у меня все впереди, и я смогу преодолеть те трудности, которые возникли.

            Дмитрий Бумагин

Пройдя практику, я понял, что пока не научился распределять свои силы на все 45 минут урока. На одном занятии я заметил, что к концу уже изрядно устаю, а после урока так вообще ноги ломило, голова кружилась. Это еще раз доказывает то, что профессия учителя – не только огромный умственный, но и физический труд. Я очень надеюсь, что у меня получится справиться со всеми возникшими проблемами.

Подытожив всё, что было сказано, хочу сказать, что у всех у нас, студентов 301 группы, остались, по большей части, лишь положительные эмоции от прошедшей практики. Безусловно, были и взлеты, и падения. Все мы сталкивались с проблемами и все старались их разрешить. Поддержка и вера методистов, учителей, одногруппников очень сильно подстегивали нас, заставляли не опускать руки, когда хотелось это сделать. Огромное спасибо хочется сказать всем и каждому, кто принимал участие в нашей педагогической практике: методистам, учителям и самим детям, которые так тепло приняли нас. Хочется сказать о том, что многообещающее начало себя оправдало. Мы, действительно, рады той возможности, которая выпала нам на долю, а именно, возможности уже на третьем курсе шагнуть в профессию и уже не сходить с этого пути. Сделаны выводы, намечены цели и задачи. Надеюсь, что на педагогической практике на четвертом курсе мы достигнем всего того, что вновь загадаем золотой рыбке, а рыбка, не откажет нам и не оставит у разбитого корыта.

Марина Рябикина, 3 курс, ИФиЖ, 301 группа