Начало Новгородской станковой живописи относится к XI веку и достигает расцвета в конце XIV- начале XV века. Образ совершенного человека, в котором нет ни чрезмерной печали, ни беззаботной весёлости, сохраняется ясность духа, сдержанность и чистота, является главным признаком праведности и занимает в Новгородской живописи главное место.
Слава икон новгородского письма была настолько велика, что считались новгородскими почти все лучшие древнерусские иконы.
Особенностью новгородской иконописи является народное начало, в котором отражается тот, кого берут под своё покровительство различные святые: Флор и Лавр — лошадок, Власий — коровок, Настасий — овечек, Василий — свинок и так далее. Новгородский иконописец никогда не писал с натуры, он стремился запечатлеть идею, реальную и ясную.
Особый интерес вызывала икона «Битва новгородцев с суздальцами». Эта тема была особенно популярной в период напряжённой политической борьбы Новгорода с Москвой. Переход от полной безнадёжности и отчаяния, вызванные осадой Новгорода суздальскими войсками, к неожиданной победе над врагом был так быстр и совершенно непонятен, что единственным объяснением могло быть только вмешательство Божественной воли. Москва победила в неравной борьбе, и Новгород лишился самостоятельности, но легенда не утратила своей привлекательности. Воспоминание о былом могуществе Новгорода осталось в исторической памяти народа.
На научном семинаре прозвучали отрывки из выступления хора Мужского Сретенского монастыря.
Мероприятие подготовили и провели сотрудники ЗНБ СГУ А. П. Прокопенко и А. Б. Ужкурелис.