Skip to main content Skip to search

Документы

На социологическом факультете состоялась Международная научно-практическая конференция «Дыльновские чтения “Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн”», памяти Г.В. Дыльнова

13 февраля, 2014 - 10:15

На социологическом факультете состоялась Международная научно-практическая конференция «Дыльновские чтения “Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн”», памяти Г.В. Дыльнова

          12 февраля, на социологическом факультете прошла Международная научно-практическая конференция «Дыльновские чтения “Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн”», посвящённая памяти Г.В. Дыльнова  (12.02.1940 – 25.03.2013), основателя и первого декана социологического факультета СГУ, заслуженного работника высшей школы России, вице-президента Российской социологической ассоциации.  В конференции приняли участие  более 200 учёных, представителей различных ВУЗов  из четырёх государств и 15 субъектов РФ: Нижнего Новгорода, Белгорода, Волгограда, Москвы, Самары, Ульяновска, Казани.
             Открывал  конференцию декан социологического факультета, профессор С.Г. Ивченков.  Сергей Григорьевич в приветственном слове наметил основные направления работы конференции: «Сегодня на нашей конференции собрались ведущие учёные-социологи России, Германии, Израиля, Казахстана. Нам предстоит обсудить многие вопросы и направления социологической науки, инновации в социологическом образовании и перспективы дальнейшего развития этой области знаний».
            Проректор по научно-исследовательской работе А.В. Стальмахов передал слова приветствия ректора СГУ А.Н. Чумаченко присутствующим : «Открытие конференции памяти Г.В. Дыльнова  – это знаковое событие для всего нашего университета. Это новый формат научного форума, который, несомненно, должен стать ежегодным». Андрей Всеволодович  поздравил присутствующих с началом работы конференции и добавил, что нынешняя тематика «Дыльновских чтений» посвящена конструированию различных общественных структур, социальных систем, которые будут способствовать улучшению повседневной жизни наших россиян.
            Далее слово взял ближайший друг и коллега Г.В. Дыльнова – декан биологического факультета Г.В. Шляхтин. Он говорил о нём как о близком  и родном человеке, боль от утраты которого не проходит со временем. По словам Г.В. Шляхтина, друзей многое связывало – общие интересы, увлечения, семейные встречи, дружеские беседы, общие суждения. Геннадий Викторович рассказывал о своём друге как об искреннем, многогранном человеке, с которым мог поделиться всеми своими  идеями и переживаниями. Он пожелал каждому из присутствующих таких же искренних отношений, как те, что долгие годы связывали коллег.
          К участникам  конференции со словами приветствия также обратился член президиума конференции, доцент кафедры социальных технологий, заместитель декана по учебно-методическому объединению  социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.В. Зырянов. Он напомнил о давних связях двух факультетов и сказал о своём отношении к  Геннадию Васильевичу: «Разных людей можно охарактеризовать по-разному. Где бы ни появлялся этот человек, вокруг него всегда создавалась тёплая и доброжелательная атмосфера».
         Пленарное заседание открылось совместным докладом заведующей кафедрой социологии регионов социологического факультета И.А. Бегининой и доцента кафедры Я.А. Никифорова  – «Памяти Учителя». Выступление было посвящено основным вехам жизненного пути Г.В. Дыльнова. Вся жизнь Геннадия Васильевича была неразрывно связана с Саратовским университетом.  Сразу после окончания средней школы он поступил на исторический факультет СГУ. Свою первую научную статью он опубликовал в сборнике студенческих работ,  посвящённом 50-летию университета. «Геннадий Васильевич прошёл путь от ассистента кафедры до декана социологического факультета, который сам основал в 2000 году, – рассказывают коллеги. – Он является автором более 200 научных статей, 15 монографий, 3 учебников и множества научных пособий. Под его руководством защитили кандидатские и докторские более 500 человек, большая часть из них – педагоги-социологи». Я.А. Никифоров отметил  и тот факт, что дети и внуки Геннадия Васильевича пошли по пути своего главного наставника и работают в Саратовском университете. По его словам, Г.В. Дыльнов – это человек, у которого всегда хотелось учиться чему-то новому. В продолжение беседы гости конференции посмотрели фильм, где Геннадий Васильевич рассказывает о своём  научном опыте, деятельности факультета, социологической науке в целом и своей семье.
        Далее с докладом выступила заместитель директора по научной работе Института социологии РАН, почётный доктор Института социологии РАН, руководитель Центра исследования социальной структуры и социального расслоения З.Т. Голенкова. В своей речи она коснулась изменений в социальных стратах общества, в частности проблем глобализации и типов социальных структур.
         Также в рамках пленарного заседания с докладами выступили заведующий кафедрой социологии организаций социологического факультета МГУ С.А. Барков, профессор Саратовского государственного технического университета В.Н. Ярская, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета А.Ф. Валеева, профессор кафедры «Государственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета В.П. Воробьев и другие.
         Вопросы, обсуждаемые в рамках конференции охватили  различные аспекты социологического познания в применении к нашей современной жизни.  В выступлениях были затронуты вопросы, касающиеся социологического анализа бизнеса в литературе, психоаналитического подхода к общественной идеологии, использования качественных методов в исследовании повседневности, социальных противоречий в региональных социумах, роли семьи в практиках социального взаимодействия и другие.
          Заседание продолжилось работой круглых столов «Безопасность и риски повседневной жизни  в  современном контексте», «Интеробъективные и интерсубъективные повседневные практики социальных взаимодействий», «Традиционные и инновационные практики социологического образования».