Цель изучения дисциплины |
Формирование у студентов целостного, системного представления об основах технологиях социальной работы с различными группами и категориями клиентов, необходимости осмысления и организации профессиональной научной и практической деятельности с различными группами населения. |
Содержание дисциплины |
Понятие и виды риска. Категории групп риска Методы, технологии и формы работы с группами риска Социальная работа с бедными Социальная работа с бездомными Социальная работа с семьей Социальная работа с пожилыми людьми Социальная работа с одинокими людьми Социальная работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья |
Формируемые компетенции |
УК-2, УК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: тенденции социальных изменений; современные социологические теории социологии социальной сферы; основные понятия, принципы, этапы развития психолого-педагогических знаний; функции социального работника по оказанию психологической помощи населению, теоретические и методологические психолого-педагогические основы организации социальной работы, особенности психодиагностического процесса в рамках оказания психологической помощи населению; теоретико-методологические вопросы защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам, специфические особенности понятий помощь, поддержка, предоставление социальных услуг; типичные социальные проблемы отдельных лиц и социальных групп; современные технологии защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; специфику обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, индивидуальные потребности граждан; методы и технологии социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности; основные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста социальной работы с различными группами населения; этнокультурные, исторические и религиозные традиции; основные модели развития, структуры и функционирования социальной сферы; характеристики процессов управления социальной сферой; гендерный, этнический и религиозный аспекты социологии социальной сферы; социокультурное пространство как объект исследования; тенденции социокультурного развития общества на основе социологических теорий, направлений и школ; социокультурное особенности обеспечения благополучия, поведенческих моделей различных социальных групп, проживающих в регионе. Уметь: использовать социологические методы для изучения социальной сферы; применять социологические теории для анализа социальной сферы; выделять различные социально-психологические проблемы клиентов; корректно формулировать цель психолого-педагогической помощи клиенту, соблюдать в своей деятельности по оказанию психологической помощи населению профессионально-этические нормы, оперативно ориентироваться в социально-критических ситуациях и оказывать психологическую помощь населению; подбирать психологические средства помощи и поддержки населения адекватно запросу; выявлять специфические особенности социальной проблемы; определять степень необходимой помощи, поддержки, предоставления социальных услуг; анализировать теоретико-методологические вопросы защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; использовать современные технологии защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; оценивать специфику обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определять индивидуальные потребности граждан в этих обстоятельствах; выбирать для реализации методы и технологии социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности; применять содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность специалиста социальной работы с различными группами населения; диверсифицировать (изменять, выстраивать) сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; анализировать конкретные проявления и последствия процессов, происходящих в социальной сфере; понимать содержание и направленность социальных процессов в обществе; анализировать место и роль России и других стран мира в процессах формирования и развития социальной сферы; социокультурного пространства и инфраструктуры социального обеспечения; работать с источниками информации в ходе исследования; обрабатывать полученные эмпирические данные; интерпретировать полученные данные; интерпретировать варианты технологий социальной работы в зависимости от специфики социокультурного пространства и ресурсов его инфраструктуры; отбирать соответствующие методы для исследования специфики. Владеть: методами проведения социологических исследований; владеть методами анализа статистических данных; понятийно-категориальным аппаратом психолого-педагогических наук, навыками, необходимыми для эффективного проведения психодиагностических процедур и психологической помощи населению, навыками рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий; навыками конструктивного общения с клиентами в процессе оказания помощи; навыками социальной работы как с отдельной личностью, так и социальной группой; способностью обеспечить спектр социальных услуг населению; готовностью постоянно работать над повышении системы социальной помощи и поддержки социально уязвимых слоев населения; навыками исследования специфики обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, и индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению; навыками исследования методов и технологий социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности; навыками оценки результативности применения технологий социальной работы с различными группами населения; навыками и методами диверсификации (изменения, выстраивания, реализации) сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; сущностью методов, технологий, моделей предоставления мер социальной защиты для различных социальных групп населения с целью улучшения условий жизнедеятельности; навыками восприятия и анализа текстов, посвященных социальной сфере жизни общества, осмысления экономической и социальной статистики, касающейся социальной сферы, приемами ведения дискуссии, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по вопросам трансформаций структур социальной сферы и повышения эффективности управления процессами в ней; способностью интегрировать знания научных дисциплин и модели методологического анализа в свой анализ социальной ситуации; навыками разрабатывать практические рекомендации по использованию результатов проведенного исследования; готовностью разрабатывать собственные варианты технологий социальной работы в зависимости от специфики социокультурного пространства и ресурсов его инфраструктуры. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Эссе. |
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен, экзамен, курсовая работа |