Skip to main content Skip to search

Документы

 



Цель изучения дисциплины

Цели освоения дисциплины: выработать у студентов концептуальное видение фомирования семьи как многоаспектного социально-демографического процесса на макро- (население) и микро- (индивид) уровнях в условиях меняющейся демографической, экономической и социальнополитической реальности, его особенностей в разных группах стран и в разные исторические периоды, последствий для общества прошлых и настоящих тенденций в сфере брачности, рождаемости, планирования семьи и репродуктивного здоровья, а также выработать практические навыки демографического анализа, которые будут необходимы студентам в их будущей деятельности, как в отношении основных процессов, связанных с созданием и прекращением брачно-партнерских отношений, рождением детей, так и в отношении факторов, влияющих на эти процессы.

Содержание дисциплины

  1. Введение в предмет курса: формирование семьи как демографический процесс

  2. Источники данных о семье, рождаемости, планировании семьи и репродуктивном здоровье

  3. Основные методические подходы в демографическом анализе формирования семьи и рождаемости

  4. Система базовых статистикодемографических показателей для изучения закономерностей формирования семьи

  5. Социологический и культурно-антропологический подходы в изучении закономерностей формирования семьи

  6. Дифференциальный анализ тенденций формирования семьи и рождаемости на основе современных методов моделирования процессов.

Формируемые компетенции

ПК-1, ПК-2, ПК-3

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

Знать: основные показатели, характеризующие формирование и прекращение брачнопартнерских отношений, рождаемость, планирование семьи и репродуктивное здоровье населения, состояние и тенденции базовых характеристик данных процессов в России и в мире в различные исторические периоды;  этические основы межведомственного взаимодействия в сфере семейной политики и демографии; основные способы социального прогнозирования, проектирования и моделирования демографических процессов формирования и прекращения брачнопартнерских отношений, рождаемости, планирования семьи и репродуктивного здоровья населения.

Уметь: анализировать краткосрочные и долгосрочные изменения базовых характеристик выше указанных процессов с учетом особенностей исходной информации и различных подходов к оценке базовых индикаторов; осуществлять анализ  основных направлений и форм межведомственного взаимодействия в сфере семейной политики и демографии; использовать полученные знания о подходах и методах демографического анализа для решения практических задач, приобретаемых в ходе выполнения домашних заданий и аудиторных практических занятий.

Владеть: навыками практических расчетов и оценок статистикодемографических показателей, призванных характеризовать состояние и тенденции формирования и прекращения брачно-партнерских отношений, рождаемости и репродуктивного здоровья, критического анализа полученных результатов с учетом особенностей имеющейся в наличии информации; навыками подготовки индивидуальных и коллективных докладов и обзоров по изучаемой проблематике в письменной и устной форме; навыками социального прогнозирования, проектирования и моделирования процессов формирования и прекращения брачнопартнерских отношений, рождаемости, планирования семьи и репродуктивного здоровья населения.

Формы

промежуточного контроля знаний

Проверка конспекта лекции, опрос на семинарском занятии, реферат

Форма итогового контроля знаний

Зачёт

 

Файл рабочей программы (очная форма):