Skip to main content Skip to search

Документы

Методы исследования в социальной работе

 



Цель изучения дисциплины

Формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии проведения социологического исследования социальных проблем, классических и современных отечественных и зарубежных теорий, концепций, раскрывающих социальную природу отношений, приводящих к социальным противоречиям и конфликтам, формирование у студентов навыков применения теоретических и инструментально-эмпирических методов социологического анализа социальной реальности в ходе самостоятельной профессиональной деятельности, как в масштабе общества в целом, так и на уровне отдельных организаций.

Содержание дисциплины

  1. Становление и развитие эмпирической социологии в России и за рубежом.

  2. Теоретико-методологические основы социологического исследования: количественная и качественная традиция.

  3. Социальная реальность и социальный факт в социологическом исследовании.

  4. Программа социологического исследования, её структуры и функции.

  5. Проблема, объект и предмет социологического исследования.

  6. Цели, задачи, гипотезы социологического исследования.

  7. Интерпретация и операционализация понятий в социологическом исследовании.

  8. Выборка в социологическом исследовании.

  9. Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании.

  10. Метод наблюдения в социологии.

  11. Документальные источники социологической информации и методы их анализа.

  12. Опрос как метод сбора первичной социологической информации.

  13. Интервью и анкетный опрос как разновидности опросного метода в социологии.

  14. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных.

  15. Метод экспертного опроса.

  16. Метод структурного анализа малых групп: социометрия

  17. Социальный эксперимент.

Формируемые компетенции

УК-2, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-4

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

Знать: основные алгоритмы разработки социологического исследования; возможные источники социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач, критерии надежности информации и способы ее проверки на наличие ошибок; содержание процесса разработки программы социологического исследования, организации процесса самого исследования, основные требования, предъявляемые к социологическому исследованию, критерии его качества; основные способы прогнозирования социальных явлений и процессов; способы объяснения алгоритмов разработки программы социологического исследования.

Уметь: выделять социальные проблемы, социальные противоречия и проблемные ситуации; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные явления и процессы; подбирать необходимую информацию для решения исследовательских задач, оценивать ее на релевантность и уровень надежности; формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения; использовать инновационные разработки в процессе исследования; разрабатывать прогнозные сценарии развития социальных явлений и процессов на базе социологической информации; применять современные технические средства обучения и образовательные технологии в образовательном процессе.

Владеть: навыками социального анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач; различными способами поиска необходимой информации для решения исследовательских задач, в зависимости от методов сбора информации и предмета исследования; навыками критического использования методов сбора, анализа и синтеза социальной информации в процессе решения исследовательских задач с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; навыками целостного подхода к анализу проблем общества; социологической информацией; основой методики и техники социологического исследования; комплексом (системой) норм и приемов социологического мышления на высоком уровне, навыками применения полученных знаний при решении профессиональных задач в процессе преподавания социологии.

Формы

промежуточного контроля знаний

Доклад, практическое задание.

Форма итогового контроля знаний

Зачёт, экзамен