Цель изучения дисциплины |
Цель государственной итоговой аттестации – установление уровня подготовки магистра и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 39.04.01 – «Социология», профилю подготовки «Социология социальной работы». |
Содержание дисциплины |
А. Междисциплинарный государственный экзамен по социологии: Раздел 1. История и методология социологии. Раздел 2. Современные социологические теории. Раздел 3. Современные методы социологических исследований. Раздел 4. Методы и технологии социальной работы. Раздел 5. Благотворительность в России и за рубежом. Раздел 6. Концепция личности в гуманитарных науках. Б. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. |
Формируемые компетенции |
УК-1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5. |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения; стратегию сотрудничества и на ее основе организовывать работу команды для достижения поставленной цели; различные методы, необходимые для выполнения письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.); особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знание причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей; имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста; релевантные для решения поставленной задачи источники информации, включая национальные и международные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ; основные задачи конкретного социологического исследования; основные методы использования теоретических знаний и результатов социологических исследований для выявления социально значимых проблем; содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность; меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания в системе социальной политики для различных групп населения, находящихся в ситуации социального риска; основы и особенности межведомственного взаимодействия в сфере социальной работы; содержание технологий социального проектирования, прогнозирования и моделирования в сфере социальной работы, их особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач; основные принципы разработки программ фундаментального и/или прикладного исследований в сфере социальной работы; основные положения и методы гуманитарных и социальных наук в рамках изучения проблем общества при решении профессиональных задач в педагогической деятельности; педагогические методы организации учебной и самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий в образовательном процессе; способы использования по- лученных знаний и методику преподавания учебных дисциплин, образовательные технологии проверки и оценки знаний студентов, технологии коллективного обсуждения, анализа и дискуссии, интерактивные технологии в рамках учебного процесса образовательной организации; Уметь: осуществлять поиск алгоритмов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей детальной разработке. Предлагает способы их решения; планировать последовательность шагов для достижения результата деятельности. Формировать план-график реализации проекта и план контроля за его выполнением. Представлять публично результаты проекта (или отдельных его этапов) в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях; в социальной и профессиональной деятельности учитывать интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий; использовать сеть интернет и социальные сети в процессе учебной и академической профессиональной коммуникации; демонстрировать интегративные знания, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях; учитывать особенности разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия; планировать профессиональную траекторию с учетом профессиональных особенностей, а также других видов деятельности и требований рынка труда; выполнять статистические процедуры при использовании специализированных пакетов прикладных программ (таких, как MS Excel, Eviews, Stata, SPSS); создавать и поддерживать нормативно-методическую и информационную базу исследований по заданной теме; разрабатывать программные и методические документы социологического исследования; самостоятельно обобщать значимые проблемы при использовании описательных, объяснительных и прогнозных моделей социальных явлений и процессов; самостоятельно разрабатывать программы мониторинга и оценки результатов реализации профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования; понимать специфику социальной работы с различными незащищенными социальными группами населения в современном обществе; осуществлять анализ основных направлений и форм межведомственного взаимодействия в сфере социальной работы; применять технологии социального проектирования, прогнозирования и моделирования в сфере социальной работы; использовать социологический инструментарий при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе; демонстрировать высокий уровень умений и навыков в организации учебного процесса, использовании полученных теоретических знаний при решении профессиональных задач в преподавании учебных дисциплин; рационально использовать методы, формы и приемы организации учебной и самостоятельной работы студентов, использовать современные информационные технологии в образовательном процессе; широко использовать образовательные технологии в преподавании учебных дисциплин. Владеть: стратегией достижения поставленной цели, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности; навыками внедрения в практику результатов проекта (или осуществлять его внедрение); навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон; навыками планирования командной работы; жанрами письменной и устной коммуникации в академической сфере, в том числе в условиях межкультурного взаимодействия; навыки создания не дискриминационной среды в рамках межкультурного взаимодействия; навыками коррекции планов и шагов по их реализации с учетом имеющихся ресурсов; современными информационно - коммуникационными технологиями и программными средствами для сбора, обработки и представления информации при решении профессиональных и научно - исследовательских задач; основными методами оформления научно - технической документации на всех этапах исследования; навыками выявления и решения социально значимых проблем на основе теоретических знаний и результатов конкретных социологических исследований; способностью осуществлять оценку результативности управленческих решений и нормативных документов, опираясь на современные научные знания и результаты социологических исследований; методами, технологиями, моделями предоставления мер социальной защиты для различных социальных групп населения с целью улучшения условий их жизнедеятельности; навыками организации межведомственного взаимодействия в сфере социальной работы; навыками социального прогнозирования, проектирования и моделирования процессов, направленных на обеспечение социального благополучия и социальной защиты граждан; навыками целостного подхода к проведению фундаментальных и/или прикладных исследований в сфере социальной работы; социологическим мышлением, применять полученные знания для обсуждения, анализа и дискуссии; интерактивными технологиями в педагогической деятельности; знаниями положений и методов гуманитарных и социальных наук в педагогической деятельности; педагогическими методами организации учебной и самостоятельной работы студентов; методикой преподавания учебных дисциплин. |
Формы промежуточного контроля знаний |
- |
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен Выпускная квалификационная работа |