Skip to main content Skip to search

Документы



Цель изучения дисциплины

Формирование у студентов целостной картины социальных закономерностей регионального развития.

Содержание дисциплины

  Макросоциология региона

 Место социологии региона в социологическом знании. 

-  Основные теоретико-методологические подходы к исследованию регионов.

- Современные методологические перспективы социологии региона.

- Регион как объект социологического анализа. 

- Типы регионов и территориальная идентичность.

Микросоциология региона 

- Территориальная идентичность и территориальный интерес. - Территориальное поведение.

- Социология регионального развития на примере конкретного региона (Поволжский Федеральный Округ).

Курсовая работа.

Формируемые компетенции

ОПК-3; УК-1; ПК-1; ПК-5; ПК-3

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

•Знать:

- основные методы сбора, анализа и синтеза информации в практике академической и управленческой деятельности на макросоциологическом и  микросоциологическом региональном уровне;

- содержание процесса регионального и социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества;

- содержание процесса целеполагания социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества;

- основные социальные закономерности регионального развития;

- факторы процесса регионализации, место и роль конкретного региона в структуре регионов и государства; 

- методологические подходы к анализу региональных проблем, разработанные отечественными и зарубежными учеными;

- основные научные идеи и факты, лежащие в основе социологии региона; 

историю возникновения и основные этапы развития социологии региона как науки; 

- сущность, содержание и специфику изучаемой научной дисциплины; содержание, особенности ее основных категорий, принципов и соотношение с  социальными процессами и явлениями различных сфер общества.

Уметь:

- выделять социальные проблемы, социальные противоречия и проблемные ситуации; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные явления и процессы в регионе;

- проводить комплексное социологическое исследование конкретного региона; 

- выявлять наиболее общие закономерности и тенденции развития регионов;

- объяснять особенности современного и постсовременного состояния общества путем интеграции различных парадигм;

- осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования социологии региона; 

- формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения;

- использовать инновационные разработки в процессе исследования проблем регионов; 

- использовать теоретические знания по социологии региона, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований региональных проблем, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности; 

- использовать социологический инструментарий при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе.  

•Владеть: 

- навыками анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач социологии региона;

 - научными методиками анализа и  изучения основных современных методологических перспектив регионализма;

- опытом исследования регионов, как на общетеоретическом, так и практическом уровнях;

- навыками критического использования методов сбора, анализа и синтеза региональной социальной информации в процессе решения исследовательских задач с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;

- навыками целостного подхода к анализу проблем на макросоциологическом и  микросоциологическом региональном уровне; 

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества; социологической информацией; основой методики и техники социологического исследования.

Формы промежуточного контроля знаний

 

Реферат, эссе,  контрольная работа,  дискуссия, доклад, презентация и защита курсовой работы

Форма итогового контроля знаний

Экзамен (на 1 и 2 курсе) 

 

Файл рабочей программы (заочная форма):