Цель изучения дисциплины |
Формирование у студентов целостной картины социальных закономерностей регионального развития. |
Содержание дисциплины |
Макросоциология региона - Место социологии региона в социологическом знании. - Основные теоретико-методологические подходы к исследованию регионов. - Современные методологические перспективы социологии региона. - Регион как объект социологического анализа. - Типы регионов и территориальная идентичность. Микросоциология региона - Территориальная идентичность и территориальный интерес. - Территориальное поведение. - Социология регионального развития на примере конкретного региона (Поволжский Федеральный Округ). Курсовая работа. |
Формируемые компетенции |
ОПК-3; УК-1; ПК-1; ПК-5; ПК-3 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
•Знать: - основные методы сбора, анализа и синтеза информации в практике академической и управленческой деятельности на макросоциологическом и микросоциологическом региональном уровне; - содержание процесса регионального и социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества; - содержание процесса целеполагания социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества; - основные социальные закономерности регионального развития; - факторы процесса регионализации, место и роль конкретного региона в структуре регионов и государства; - методологические подходы к анализу региональных проблем, разработанные отечественными и зарубежными учеными; - основные научные идеи и факты, лежащие в основе социологии региона; историю возникновения и основные этапы развития социологии региона как науки; - сущность, содержание и специфику изучаемой научной дисциплины; содержание, особенности ее основных категорий, принципов и соотношение с социальными процессами и явлениями различных сфер общества. •Уметь: - выделять социальные проблемы, социальные противоречия и проблемные ситуации; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные явления и процессы в регионе; - проводить комплексное социологическое исследование конкретного региона; - выявлять наиболее общие закономерности и тенденции развития регионов; - объяснять особенности современного и постсовременного состояния общества путем интеграции различных парадигм; - осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования социологии региона; - формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения; - использовать инновационные разработки в процессе исследования проблем регионов; - использовать теоретические знания по социологии региона, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований региональных проблем, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности; - использовать социологический инструментарий при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе. •Владеть: - навыками анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач социологии региона; - научными методиками анализа и изучения основных современных методологических перспектив регионализма; - опытом исследования регионов, как на общетеоретическом, так и практическом уровнях; - навыками критического использования методов сбора, анализа и синтеза региональной социальной информации в процессе решения исследовательских задач с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; - навыками целостного подхода к анализу проблем на макросоциологическом и микросоциологическом региональном уровне; - способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. - навыками целостного подхода к анализу проблем общества; социологической информацией; основой методики и техники социологического исследования. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Реферат, эссе, контрольная работа, дискуссия, доклад, презентация и защита курсовой работы |
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен (на 1 и 2 курсе) |