Цель изучения дисциплины |
Формирование у студентов осознания вызовов современной социокультурной динамики: современные общества движутся ко все большей открытости, их развитие приобретает нелинейный характер, что неизбежно ведет к количественному увеличению рисков. |
Содержание дисциплины |
- Суть социального риска: исходные положения. - Возможности классических социологических теорий для исследования рисков. - Концептуальные подходы к теории общества риска. - Региональные риски в социально-экономической и политической сферах Российского общества. - Риски повседневности. - Экологический аспект в обществе риска. - Исследование поведения в условиях риска. - Проблемы методов управления региональными рисками. |
Формируемые компетенции |
УК-1; УК-6; ПК-1; ПК-3; ПК-5 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
•Знать: - основные методы сбора, анализа и синтеза информации в практике управления социальными рисками в регионе. - содержание процесса профессионального и социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества риска. - философию социальных наук, новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методологию и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных рисков. - специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований социальных рисков, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности по социальным рискам в регионе. - социологические теории общества риска, основные понятия и подходы. -вклад ведущих классических и современных социологов в изучение общества риска; -современные риски России и региона, особенности их производства и распространения. •Уметь: -выделять социальные проблемы, социальные противоречия и социальные риски в регионе; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные риски. -формулировать цели личностного, социального и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития социальной структуры, социальных институтов и процессов в обществе риска. -формулировать цели и задачи исследования социальных рисков, условия их достижения в конкретном регионе; -использовать инновационные разработки в процессе исследования социальных рисков в регионе. -использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования рисков. -самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность в социологии риска. формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты в социологии риска. - использовать социологический инструментарий при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе риска. •Владеть: - навыками анализа и прогнозирования социальных рисков в процессе решения исследовательских и управленческих задач. - способами выявления и оценки личностно и профессионально значимых социальных целей, и путей, и их достижения, критического анализа и оценки результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в обществе риска. - навыками критического использования методов сбора, анализа и синтеза социальной информации в процессе исследования социальных рисков в регионе с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий. - навыками целостного подхода к анализу проблем общества риска; социологической информацией; основой методики и техники социологического исследования социальных рисков в регионе. - методиками представления и защиты полученных научных результатов. - навыками анализа и прогнозирования социальных рисков в российском обществе. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Реферат, эссе, дискуссия, доклад, контрольная работа творческая работа |
Форма итогового контроля знаний |
Зачет (на 2 курсе) |