Skip to main content Skip to search

Документы

Методология и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин



Цель изучения дисциплины

Знакомство студентов с системообразующей информацией, обеспечивающей формирование современного представления о методике преподавания как многогранном феномене, имеющем теоретический базис, основанный на широком использовании междисциплинарных связей; в усвоении теоретико-методических основ преподавания: дидактических принципов, общих приемов и форм организации учебного процесса, а также практических навыков преподавания; в приобретении практических навыков педагогической деятельности: подготовке и проведении занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Содержание дисциплины

- Методология учебной деятельности. 

- Роль методики преподавания в  педагогическом процессе. 

- Организация процесса преподавания в условиях 

перехода к компетентностному образованию. 

- Психологические особенности групп обучающихся и их учет при разработке учебных курсов.

- Формирование педагогического мастерства. 

 - Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы.

-Методика аудиторной работы. 

- Современные образовательные технологии преподавания социально-гуманитарных дисциплин. 

- Самостоятельная и научно-исследовательская работа обучающихся. 

-Современные оценочные технологии в образовании.

- Развитие социологического образования в России.

Формируемые компетенции

УК-5; ОПК-1; ПК-3; ПК-6

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

•Знать: 

- социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия; типичные психологические процессы в социальных группах;

- методические, методологические и организационно- технические  основы проведения социологических исследований;  

- основные научные идеи и факты, лежащие в основе современной социологии; историю возникновения и основные этапы развития социологии как науки; сущность, содержание и специфику изучаемой научной дисциплины; содержание, особенности ее основных категорий, принципов и соотношение с философией, политологией и другими науками, взаимосвязь с социальными процессами и явлениями различных сфер общества;

- сущность, структуру и содержание методической деятельности преподавателя профессиональной школы; инновационные педагогические технологии обучения. 

Уметь: 

-  работать в команде, толерантно воспринимать социальные, гендерные, этнические, конфессиональные и культурные различия; 

- критически воспринимать, обобщать, анализировать профессиональную информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения; выбирать методологию анализа социального явления в зависимости от его типа; разрабатывать инструментарий социологического исследования; 

- использовать социологический инструментарий при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе;  

- применять базовые социологические знания, концепции и категории в процессе преподавания социологии; современные технические средства обучения и образовательные технологии в образовательном процессе.

•Владеть: 

- навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; 

-компетентностью для решения учебных, профессиональных задач с использованием информационных и коммуникационных технологий;

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества; социологической информацией; основой методики и техники социологического исследования;

- навыками деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Формы промежуточного контроля знаний


 Контрольная работа, реферат, анализ документов, проект, мультимедийное эссе. ролевая игра, доклад, деловая игра

Форма итогового контроля знаний

Экзамен  (на 1 курсе)