Цель изучения дисциплины |
обеспечить формирование фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Его цель - познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить инновационным навыкам сбора, обработки и анализа эмпирической информации. |
Содержание дисциплины |
Становление и развитие эмпирической социологии в России и за рубежом. Познавательные возможности качественного (неклассического) подхода в социологическом исследовании. Теоретико-методологические основы современного социологического исследования. Фокус - методы в эмпирическом социологическом исследовании. Категориальный аппарат современного социологического исследования. Особенности формирования понятийного аппарата социологического исследования. Программа социологического исследования, её структуры и функции. Программа социологического исследования. Интерпретация и операционализация понятий в современном социологическом исследовании. Документальные источники социологической информации и методы их анализа Выборка в социологическом исследовании. Формирование выборочной совокупности в социологическом исследовании. Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании. Место наблюдения в системе сбора первичной социальной информации Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Экспертный опрос в социологии Измерение, шкалирование в современном социологическом исследовании Социальный эксперимент и его измерительные процедуры Кодирование, обработка социологической информации в современных социологических исследованиях на базе компьютерной программы SPSS. Этапы, виды, процедуры обработки данных в социологии. Современные графические методы представления социологической информации Графическое представление результатов исследования. Статистические методы первичного анализа социологической информации. Социальные показатели, методы их измерения. Создание матрицы и базы данных. Взаимосвязь анализа, объяснения, интерпретации данных социологического исследования. Построение рядов распределений и одномерных показателей на базе программы SPSS-19. Методология вторичного анализа данных в социологическом исследовании. Модификация данных в программе SPSS -19. Модели объяснения и интерпретации данных социологического исследования. Построение таблиц сопряженности и корреляционный анализ в SPSS Проблемы и аргументы в интерпретации и объяснении результатов исследования, их экспертизе Этапы и процедуры интерпретации результатов исследования Обобщение результатов социологического исследования. Проблемы обобщения и экстраполяции данных социологического исследования. Форматирование и презентация результатов социологического исследования. Отбор факторов для множественной регрессии. Факторный анализ с использованием SPSS.
|
Формируемые компетенции |
УК-2, УК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-2. ПК-4, .ПК-5. |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: основные методы сбора, анализа и синтеза информации в практике академической и управленческой деятельности; содержание процесса профессионального и социального развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных и социальных задач, исходя из требований современного общества; методологию, методы, методики социологического исследования и анализа данных; основные концепции и тенденции социальных явлений и процессов в изучаемой сфере; специфику и принципы организации социологического исследования, составления научных отчетов; специфику современных количественных и качественных методик исследований изучаемой темы, включая алгоритмы компьютерного анализа данных; основы программирования и реализации социологических исследований; содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в изучаемой сфере. Уметь: применять идеи и концепции, полученные из доступной научной информации, к решению поставленных академических и прикладных задач; формулировать цели личностного, социального и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития социальной структуры, социальных институтов и процессов; использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования; выявлять социально-значимые проблемы, прогнозировать их динамику и вырабатывать пути их решения; представлять визуально, графически результаты приведённых социологических исследований; использовать социологический инструментарий при анализе изучаемых проблем и прогнозировании их изменения в отдаленной и ближайшей перспективе; составлять техническую документацию, контролировать ход полевых работ по сбору социальной информации; на основе выводов и выявленных тенденций формулировать практические рекомендации по изучаемой тематике. Владеть: навыками критического использования методов сбора, анализа и синтеза социальной информации в процессе решения исследовательских и управленческих задач; способами выявления и оценки личностно и профессионально значимых социальных целей, и путей, и их достижения, критического анализа и оценки результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками организации и проведения социологического исследования; навыками формирования описательных и объяснительных моделей социальных явлений и процессов; навыками составления таблиц, графиков, презентаций результатов социологического исследования; навыками комплексного подхода к анализу социальной информации для постановки и решения организационно-управленческих задач; навыками работы с заказчиками, исполнителями, презентации результатов социологических исследований; навыками оценки результатов реализации профессиональной деятельности, проверки гипотез обобщения результатов и выработки практических рекомендаций.
|
Формы промежуточного контроля знаний |
Реферат. Эссе. Опрос. Творческое задание: составление программы студенческих исследований. Контрольная работа. Формирование выборки студенческих исследований. Тест. Творческое задание: составление опросника учебного исследования. Перекрестная оценка шкал индивидуальных анкет. Контрольная работа. Кодировка, группировка, перекодирование данных на базе компьютерной программы SPSS. Творческое задание: составление графиков по результатам исследований на базе компьютерной программы SPSS и exel . задание: расчет показателей по результатам индивидуальных исследований на базе компьютерной программы SPSS. Творческое задание: сравнение результатов студенческих исследований с опубликованными результатами. Творческое задание: типология и построение моделей по результатам исследований. Обсуждение результатов студенческих исследований, составление рецензий. Отчет о проведенном социологическом исследовании. Формирование и презентаций по результатам исследований.
|
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен (в 1 и 2 семестрах) |