Skip to main content Skip to search

Документы

Методология и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин



Цель изучения дисциплины

знакомство с системообразующей  информацией (в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры), обеспечивающей формирование современного представления об особенностях, принципах, этапах учебной деятельности; методике преподавания как многогранном феномене, имеющем теоретический базис, основанный на широком использовании междисциплинарных связей; в усвоении теоретико-методологических основ преподавания: дидактических принципов, общих приемов и форм организации учебного процесса, а также практических навыков преподавания; в приобретении навыков педагогической деятельности: подготовке и проведении занятий по обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Содержание дисциплины

Методология учебной деятельности. 

Роль методики преподавания в педагогическом процессе.

Организация процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях перехода к компетентностному образованию.

Психологические особенности групп обучающихся и их учет при разработке учебных курсов.

Формирование педагогического мастерства. Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы.

Методика аудиторной работы.

Современные образовательные технологии преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Самостоятельная и научно исследовательская работа обучающихся 

Оценка качества освоения программ

Формируемые компетенции

УК-5, ОПК-1, ПК-3, ПК-6. 

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

  

Знать: социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия; типичные психологические процессы в социальных группах; методические, методологические и организационно- технические основы проведения социологических исследований; основные научные идеи и факты, лежащие в основе современной социологии; историю возникновения и основные этапы развития социологии как науки; сущность, содержание и специфику изучаемой научной дисциплины; содержание, особенности ее основных категорий, принципов и соотношение с философией, политологией и другими науками, взаимосвязь с социальными процессами и явлениями различных сфер общества; сущность, структуру и содержание методической деятельности преподавателя профессиональной школы; инновационные педагогические технологии обучения. 

Уметь: работать в команде, толерантно воспринимать социальные, гендерные, этнические, конфессиональные и культурные различия; критически воспринимать, обобщать, анализировать профессиональную информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения; выбирать методологию анализа социального явления в зависимости от его типа; разрабатывать инструментарий социологического исследования; использовать социологический инструментарий при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе; применять базовые социологические знания, концепции и категории в процессе преподавания социологии; современные технические средства обучения и образовательные технологии в образовательном процессе.

Владеть: навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; компетентностью для решения учебных, профессиональных задач с использованием информационных и коммуникационных технологий; навыками целостного подхода к анализу проблем общества; социологической информацией; основой методики и техники социологического исследования; навыками деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин. 

 

Формы

промежуточного контроля знаний

Рецензия, коллоквиум, круглый стол, кейс-метод, эссе, проект,  конференция,  ролевая игра. 

 

Форма итогового контроля знаний

Экзамен (в 3 семестре)

 

Файл рабочей программы (очная форма):