Цель изучения дисциплины |
формирование у будущих специалистов фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Его цель - познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить навыкам сбора, и обработки демографической информации. |
Содержание дисциплины |
Становление и развитие эмпирической социологии в России и за рубежом Познавательные возможности качественного (неклассического) подхода в социологическом исследовании Теоретико-методологические основы социологического исследования Социальная реальность и социальный факт в социологическом исследовании Категориальный аппарат социологического исследования Программа социологического исследования, её структуры и функции Выборка в социологическом исследовании Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании Метод наблюдения в социологии. Место наблюдения в системе сбора первичной социальной информации Документальные источники социологической информации и методы их анализа. Метод экспертного опроса Социальный эксперимент и его измерительные процедуры Опрос как метод сбора первичной социологической информации Интервью как разновидность социологического опроса. Анкетный опрос. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных Измерение, шкалирование в современном социологическом исследовании. Взаимосвязь анализа, объяснения, интерпретации данных социологического исследования
|
Формируемые компетенции |
УК-1, УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-5. |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: особенности проблемных ситуаций различных типов демографической информации; этноконфессиональную и социальную специфику и причины появления традиций и обычаев различных категорий населения современного социума исходя из тенденций развития социальной структуры, социальных институтов и процессов; основы моделирования и прогнозирования социально-демографических процессов на основе использования методологии, методов, методик социологического исследования и анализа данных; содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в изучаемой сфере; методологию и методы формирования программы социологического исследования для решения конкретных фундаментальных и прикладных задач; углубленные специализированные теоретические концепции по социологической и демографической тематике; основы программирования и реализации социологических исследований. Уметь: применять идеи и концепции, полученные из доступной научной информации, к решению поставленных академических и прикладных задач; толерантно взаимодействовать с различными группами населения с учетом их и личностного, социального, религиозного и этнокультурного развития; использовать основные социологические понятия и теории как инструмент выявления тенденций развития социальных явлений, институтов и процессов; на основе выводов и выявленных тенденций формулировать практические рекомендации по изучаемой тематике; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях демографии и социологии; выявлять ресурсы, объемы работы и распределять их среди исполнителей в целях повышения эффективности решения научных и научно-прикладных задач исследования; составлять техническую документацию, контролировать ход полевых работ по сбору социальной информации. Владеть: навыками критического использования методов сбора, социальной информации для анализа и разрешения демографических проблем; коммуникативными навыками социального взаимодействия с представителями разных культур и сообществ для достижения личностно и профессионально значимых социальных целей; навыками моделирования и прогнозирования социальных явлений, процессов; навыками оценки результатов реализации профессиональной деятельности, проверки гипотез обощения результатов и выработки практических рекомендаций; навыками разработки программы мониторинга и оценки результатов реализации профессиональной деятельности в изучаемой сфере; навыками экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности; навыками работы с заказчиками, исполнителями, презентации результатов социологических исследований.
|
Формы промежуточного контроля знаний |
Реферат, доклады, проведение учебного фокус – интервью, дискуссия, эссе, тест, творческое задание, обсуждение анкеты, создание матрицы данных., расчет показателей по результатам исследований, создание базы данных, отчет о проведенном авторском исследовании. |
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен (в 1 и 2 семестрах) |