Skip to main content Skip to search

Документы

Методика и техника сбора социологической информации



Цель изучения дисциплины

формирование у будущих специалистов фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Его цель - познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить навыкам сбора, и обработки демографической информации.

Содержание дисциплины

Становление и развитие эмпирической социологии в России и за рубежом

Познавательные возможности качественного (неклассического) подхода в социологическом исследовании

Теоретико-методологические основы социологического исследования

Социальная реальность и социальный факт в социологическом исследовании

Категориальный аппарат социологического исследования

Программа социологического исследования, её структуры и функции

Выборка в социологическом исследовании

Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании

Метод наблюдения в социологии. Место наблюдения в системе сбора первичной социальной информации

Документальные источники социологической информации и методы их анализа.

Метод экспертного опроса

Социальный эксперимент и его измерительные процедуры

Опрос как метод сбора первичной социологической информации

Интервью как разновидность социологического опроса.

Анкетный опрос. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных

Измерение, шкалирование в современном социологическом исследовании.

Взаимосвязь анализа, объяснения, интерпретации данных социологического исследования

 

Формируемые компетенции

УК-1, УК-5, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-5. 

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

 Знать: особенности проблемных ситуаций различных типов демографической информации;  этноконфессиональную и социальную специфику и причины появления традиций и обычаев различных категорий населения современного социума исходя из тенденций развития социальной структуры, социальных институтов и процессов; основы моделирования и прогнозирования социально-демографических процессов на основе использования методологии, методов, методик социологического исследования и анализа данных; содержание основных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в изучаемой сфере; методологию и методы формирования программы социологического исследования для решения конкретных фундаментальных и прикладных задач; углубленные специализированные теоретические концепции по социологической и демографической тематике; основы программирования и реализации социологических исследований. 

Уметь: применять идеи и концепции, полученные из доступной научной информации, к решению поставленных академических и прикладных задач; толерантно взаимодействовать с различными группами населения с учетом их и личностного, социального, религиозного и этнокультурного развития; использовать основные социологические понятия и теории как инструмент выявления тенденций развития социальных явлений, институтов и процессов; на основе выводов и выявленных тенденций формулировать практические рекомендации по изучаемой тематике; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях демографии и социологии; выявлять ресурсы, объемы работы и распределять их среди исполнителей в целях повышения эффективности решения научных и научно-прикладных задач исследования; составлять техническую документацию, контролировать ход полевых работ по сбору социальной информации. 

Владеть: навыками критического использования методов сбора, социальной информации для анализа и разрешения демографических проблем; коммуникативными навыками социального взаимодействия с представителями разных культур и сообществ для достижения личностно и профессионально значимых социальных целей; навыками моделирования и прогнозирования социальных явлений, процессов; навыками оценки результатов реализации профессиональной деятельности, проверки гипотез обощения результатов и выработки практических рекомендаций; 

навыками разработки программы мониторинга и оценки результатов реализации профессиональной деятельности в изучаемой сфере; навыками экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности; навыками работы с заказчиками, исполнителями, презентации результатов социологических исследований. 

 

Формы

промежуточного контроля знаний

Реферат, доклады,  проведение учебного фокус – интервью, дискуссия,  эссе,  тест, творческое задание, обсуждение анкеты, создание матрицы данных.,  расчет показателей по результатам исследований,  создание базы данных,  отчет о проведенном авторском исследовании. 

Форма итогового контроля знаний

Экзамен (в 1 и 2 семестрах)