Skip to main content Skip to search

Документы

Философия и методология социальных наук



Цель изучения дисциплины

освоение базовых методологических принципов, лежащих в основе социального научного познания; изучение способов научного доказательства и видов объяснения в социальных науках; формирование научно-методологического мировоззрения; воспитание навыков научного и философского осмысления действительности.

Содержание дисциплины

Философия как интегральная форма научных знаний. 

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. 

Субъект социально-гуманитарного познания. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 

Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. 

Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. 

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках. 

Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Основные исследовательские программы СГН. 

«Информационное общество» и «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. 

Формируемые компетенции

УК-1,  ОПК-1, ПК-1, ..ПК-3, .ПК-6.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

 

Знать: основные методы сбора, анализа и синтеза информации в практике академической и управленческой деятельности; источники информации, базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ; цели, ставить и решать задачи исследований в сфере философии и методологии социальных наук; теоретические основы философии и методологии социальных наук; способы использования базовых философско-методологических знаний в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Уметь: выделять социальные проблемы, социальные противоречия и проблемные ситуации; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные явления и процессы; находить необходимую информацию в базах данных, электронных библиотечных системах; формулировать цели и задачи исследования, условия их достижения; использовать инновационные разработки в процессе исследования; использовать теоретические основы философии и методологии социальных наук при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе; применять современные технические средства обучения и образовательные технологии в образовательном процессе.

Владеть: навыками социального анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач; навыками поиска необходимую информацию в базах данных, электронных библиотечных системах; навыками критического использования методов в сфере философии и методологии социальных наук; навыками использования теоретических основ философии и методологии социальных наук при анализе и прогнозировании социальных явлений и процессов, происходящих в обществе; философско-методологическим мышлением на высоком уровне, навыками применения полученных знаний при решении профессиональных задач в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. 

 

Формы

промежуточного контроля знаний

. Блиц-опрос по темам.  Дискуссия. 

 

Форма итогового контроля знаний

Экзамен (в 1 семестре)

 

Файл рабочей программы (очная форма):