Цель изучения дисциплины |
Формирование комплексное представление о возрасте, методологии и перспективах его социологического изучения. Задачи изучения дисциплины: 1) представить теоретические модели изучения феномена жизненного пути личности, включающего разные возрастные этапы, а также возрастной дифференциации современного общества; 2) познакомить студентов с содержанием основных исследовательских стратегий возраста в современной социологии; 3) познакомить студентов с возрастным статусом и возрастными ролями каждого этапа жизненного пути; 4) познакомить студентов с общедемографической тенденцией постарения населения и основными социальными проблемами стареющего общества. |
Содержание дисциплины |
1) Основные категории и направления исследований социологии возраста. 2) Исторические реконструкции восприятия возраста. 3) Жизненный путь личности. 4) Демографические аспекты исследования возраста. 5) Гендерные аспекты в исследовании возраста. 6) Возрастная стратификация. 7) Модель общества для всех возрастов. |
Формируемые компетенции |
УК-1, ОПК-1, ОПК-2 ПК-4 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: определение, содержательные особенности каждого этапа жизненного пути личности; специфику возрастных групп общества; социально-демографические тенденции развития общества и их социальные проекции; базовые основания и находить новые информационно-коммуникативные возможности для создания проекта решения профессиональных задач в области социальной работы; основные концептуальные модели анализа возраста и возрастной дифференциации; практики предотвращения возрастной дискриминации в различных социальных сферах; основные методы сбора, обработки и анализа эмпирической информации; основные технологии социальной помощи, реализуемые в деятельности благотворительных организаций. Уметь: использовать полученные теоретические и практические знания для анализа возрастной структуры современного общества, межпоколенных отношений; пополнять профессиональные знания на основе использования оригинальных устных, печатных и электронных источников; выбирать инструментальные средства, современные технические средства и информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной задачей в сфере социальной работы; анализировать возрастную структуру; социальные проблемы демографического старения населения; положение возрастных групп в сфере труда; разрабатывать программу прикладного исследования в сфере социологии возраста. Владеть: понятийным аппаратом в сфере социологии возраста; навыками поиска и сбора социологической информации о практиках возрастной дискриминации в различных сферах социальной жизни; навыками информационно и библиографического поиска с применением информационно- коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; навыками диагностики маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения разных возрастных групп населения; навыками устной и интерактивной – презентации результатов научно-исследовательской деятельности. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Устный опрос, конспектирование учебной литературы, доклады, презентации. |
Форма итогового контроля знаний |
Курсовая работа, экзамен |