Цель изучения дисциплины |
Дать студентам наиболее полное представление о картине Мира в рамках современных естественнонаучных концепций, а также о взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры. Основными задачами дисциплины являются повышение общего кругозора, развитие культуры мышления и формирование научного мировоззрения студентов-гуманитариев на основе знаний, связанных с: - фундаментальными законами природы и методами естественнонаучных исследований; - наиболее важными историческими этапами развития разных областей естествознания; - общими научно-философскими концепциями, характеризующими современную естественнонаучную картину Мира; - представлениями о единстве неживой и живой природы; - совершенствованием процесса познания Мира. |
Содержание дисциплины |
1. Знание и наука 2. Основные этапы развития естествознания 3. Особенности фундаментальных наук в современном естествознании. Концепции современного естествознания в физике 4. Концепции современного естествознания в космологии 5. Концепции современного естествознания в химии 6. Концепции современного естествознания в биологии 7. Концепции термодинамики и макрокинетики в современном естествознании 8. Синергетика как новое междисциплинарное научное направление |
Формируемые компетенции |
УК-1 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: - основные достижения современного естествознания; - соотношение естественных и гуманитарных наук в объяснении картины мира; - место естественных наук в объяснении картины мира; - предметные области естественных наук; - исторические аспекты развития естествознания; - основные естественнонаучные концепции, принципы, теории. Уметь: - применять естественнонаучные знания для объяснения предметов и явлений окружающего мира; - проводить различие между научным и ненаучным подходом к интерпретации картины мира; -учитывать ограничения предметных областей естественных наук при объяснении картины мира; - учитывать специфику научного познания при восприятии, понимании и объяснении предметов и явлений действительности в целях их исследования; - работать с естественнонаучной литературой разного уровня (научно-популярные издания, периодические издания). Владеть: - готовностью к выявлению различия между научным и не отвечающим требованиям науки объяснением предметов и явлений окружающего мира; -основным понятийным аппаратом естественных наук; - навыками библиографической работы с учетом специфики предметных областей и основных естественнонаучных концепций; - навыками применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных явлений. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Реферат, устный и письменный опрос |
Форма итогового контроля знаний |
зачет |