Цель: обеспечить теоретическое понимание слушателями основных методологических принципов эмпирического качественного социологического исследования.
Содержание дисциплины:
- История качественных методов в социальных науках.
- Проектирование качественного исследования.
- Создание полевой исследовательской группы.
- Метод «длинного стола».
- Введение в «качественное» интервью.
- Содержание интервью: какие вопросы задавать?
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет.
- Глубинное интервью
- Групповое фокусированное интервью (Метод фокус-групп)
Формируемые компетенции:
ПК-1
Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
Знать: основные методы диагностика социальных проблем граждан и социальных групп.
Уметь: Применять методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан.
Владеть: навыками использования комплексных подходов оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
ПК-2
Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а так же профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
Знать: основы планирования предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а так же профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
Уметь: Определять технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а так же профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
Владеть: навыками оформления документации, необходимой для предоставления мер социальной защиты.
ПК-3
Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а так же профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
Знать: законодательные и другие нормативные правовые акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи.
Уметь: применять современные технологии социальной работы, направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
Владеть: навыками взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами в процессе реализации мер социальной защиты граждан.
ПК-4.
Способен к разработке, организации и проведению социологических исследований в сфере социальной работы
Знать: Методологию разработки программы прикладного исследования в сфере социальной работы
Уметь: применять основные методы сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.
Владеть: навыками представления результатов научно-исследовательской деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.
Формы промежуточного контроля знаний: тестирование, реферат, эссе.
Форма итогового контроля знаний: экзамен.