1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение навыков культуры общения в устной и письменной форме. В ходе изучения курса студенты приобретают знания об основных понятиях теории речевой коммуникации, о структуре национального языка и функциональных стилях литературного языка, о нормах русского литературного языка и речевом этикете.
Цели курса – повышение общей культуры студентов, развитие их коммуникативных способностей и расширение общегуманитарного кругозора.
Задачи курса направлены на формирование у студентов навыков эффективного использования средств русского языка при устном и письменном общении, прежде всего в тех сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью:
1) навыки участия в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представления собственных научных результатов, подготовки научных статей и научно-технических отчетов;
2) навыки контекстной обработки общенаучной и научно-технической информации, приведения ее к проблемно-задачной форме, анализа и синтеза информации.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина (Б1.В.01) «Русский язык и культура речи» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений, блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана ООП по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в социологии и направлена на формирование у обучающихся универсальной компетенции. Изучение данной дисциплины запланировано в 1 семестре. Промежуточная форма контроля – зачет.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения дисциплин при получении среднего (полного) общего или среднего профессионального образования "Русский язык", "Литература", "Обществознание", "История".
Компетенции, сформированные при изучении данной дисциплины, используются при изучении следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Основы межличностных коммуникаций», «Коммуникативный практикум».
3. Результаты обучения по дисциплине
Код и наименование компетенции
|
Код и наименование индикатора (индикаторов) достижения компетенции
|
Результаты обучения
|
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
|
1.1_Б.УК-4. Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами.
2.1_Б.УК-4. Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках.
3.1_Б.УК-4. Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках.
4.1_ Б.УК-4. Умеет коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры на государственном и иностранном (-ых) языках.
5.1_Б.УК-4. Демонстрирует умение выполнять перевод академических текстов с иностранного (-ых) языка (-ов) на государственный язык.
|
Знать основные нормы современного русского языка (орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические, орфоэпические) и систему функциональных стилей русского языка; систему норм современного русского языка (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических, орфоэпических) и систему функциональных стилей русского языка в ее динамике.
Уметь пользоваться основной справочной литературой, толковыми и нормативными словарями русского языка; пользоваться основными сайтами поддержки грамотности в сети «Интернет».
Владеть навыками создания на русском языке грамотных и логически непротиворечивых письменных и устных текстов учебной и научной тематики реферативно-исследовательского характера, ориентированных на соответствующее направление подготовки / специальность.
|
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
|
1.1_ Б.УК-5. Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
2.1_ Б.УК-5. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.
3.1_Б.УК-5. Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.
|
Знать этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.
Уметь недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.
Владеть необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информацией о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
|
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.