1. Цели освоения дисциплины «Методика и техника социологического исследования».
Учебный курс призван вместе с другими дисциплинами обеспечить формирование у будущих специалистов фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Задачи освоения дисциплины: приобретение студентами теоретических знаний методологических основ проектирования, организации и проведения социологического исследования, основных методов и практик сбора первичной социологической информации, подходов к интерпретации полученных данных, а также освоение практических умений реализации прикладного социологического исследования.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методика и техника социологического исследования» относится к базовым обязательным дисциплинам Блока 1 Б1.О.19 учебного плана ООП по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, профиль - Прикладная информатика в социологии. Дисциплина «Методика и техника социологического исследования» изучается во 2, 3 и 4 семестрах. Дисциплина логически связана с другими частями ООП, как фундаментального (общая социология, история социологии), так и прикладного характера (теорией измерений в социологии, анализ данных в социологии, социальное прогнозирование и проектирование, социальные технологии, социальное моделирование). «Входными» знаниями и умениями обучающегося являются: знание основ фундаментальной теоретической социологии, умение использовать их при анализе социальных явлений, знание теоретического базиса отраслей социологического знания. Знать основоположников теоретического социологического знания и их основные труды. Дисциплина «Методика и техника социологического исследования является предшествующей для ряда дисциплин, таких как Теория измерений в социологии, Анализ данных в социологии, Социальное прогнозирование и проектирование, Социометрия, Социальные технологии)
3. Результаты обучения по дисциплине
Код и наименование компетенции |
Код и наименование индикатора (индикаторов) достижения компетенции |
Результаты обучения |
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
1.1_Б.УК-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие. Осуществляет декомпозицию задачи. 2.1_Б.УК-1. Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи. 3.1_ Б.УК-1. Рассматривает различные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки. 4.1_ Б.УК-1. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности. 5.1_ Б.УК-1. Определяет и оценивает практические последствия возможных решений задачи. |
Знать: основные методы сбора, анализа и синтеза информации в практике академической и управленческой деятельности Уметь: выделять социальные проблемы, социальные противоречия и проблемные ситуации; описывать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, оценивать социальные явления и процессы
Владеть: навыками социологического анализа и прогнозирования в процессе решения исследовательских и управленческих задач
|
ОПК-4. Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью; |
ОПК-4.1. Демонстрирует знания об основных стандартах оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы. ОПК-4.2. Применять стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы. ОПК-4.3. Составляет техническую документацию на различных этапах жизненного цикла информационной системы. |
Знать: - основные процедуры и методы проведения прикладных социологических исследований. Уметь: - создавать модель изучаемого социального явления - реализовывать методы сбора первичной социологической информации Владеть: Владеть алгоритмами изучения социальных явлений и процессов.
|
ПК-3 Способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
ИПК 3.1 Грамотно использует навыки научных обзоров литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности ИПК 3.2 Применяет принципы построения научной работы, современные методы сбора и анализа полученного материала, способы аргументации ИПК 3.3 Использует методы решения научных задач в связи с поставленной целью и в соответствии с выбранной методикой
|
Знать: - основные теории фундаментальной социологии - основные методологические подходы к изучению социальной реальности Уметь: - уметь интерпретировать основные идеи крупнейших представителей отечественной и западной социологии. Владеть: Владеть алгоритмами сбора, обработки, хранения и систематизации научной литературы.
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц – 360 часов.