Сведения о наличии средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
Средства обучения для обеспечения организации учебного процесса
Для инвалидов с нарушениями органов зрения:
• Брайлевский портативный дисплей ALVA USB 640 с беспроводной технологией Bluetooth в комплекте с персональным компьютером со встроенной технологией голосового сопровождения интерфейса (Лаборатория инклюзивного обучения - учебный корпус № 12, каб. 226в);
• Брайлевский принтер (Лаборатория инклюзивного обучения - учебный корпус № 12, каб.226в);
• Устройство для распечатывания тактильных графических материалов PIAF (Лаборатория инклюзивного обучения - учебный корпус № 12, каб.226в);
• Специализированный программно-технический комплекс с программным обеспечением Dolphin SuperNova Access Suite для слабовидящих и незрячих экранного доступа с синтезом речи (Лаборатория инклюзивного обучения - учебный корпус № 12, каб.226в);
• Портативный видеоувеличитель HV-MVC (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в, Зональная научная библиотека);
• Читающая машина сканирующая ClearReader+ (Зональная научная библиотека);
• Тактильно-звуковые информаторы, дублирующие визуальную информацию (36 штук) – (рекреации учебного корпуса №12);
• Устройство для воспроизведения аудио сообщений с целью информирования посетителей P700, в том числе слепых и слабовидящих – (Учебный корпус № 12, каб.226в);
• Многофункциональное устройство WC 3315 DN для распечатывания материалов крупным шрифтом (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в, Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов – учебный корпус № 11, каб.108, Зональная научная библиотека);
• Глобус для слабовидящих (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в, Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов – учебный корпус № 11, каб. 108);
• Тактильная разборная модель мозга, (8 частей) С17 (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб. 226в);
• Тактильная модель нервной системы С30 (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в);
• Навигационные световые маяки, световые стенды, световые табло (холлы и рекреации учебного корпуса № 12);
• Тактильные таблички при входе (входные группы учебных корпусов №№1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, ЗНБ, общежития №№1, 2, 8);
• Мнемосхемы, пиктограммы, тактильные таблички, по пути следования (вход, холл, коридоры и рекреации учебных корпусов №№ 5, 9, 10, 11, 12).
Для инвалидов с нарушениями органов слуха:
• Акустическая система Front Row to Go для использования в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях, лекционных помещениях и залах (Учебно-административный корпус № 10, ауд.503);
• Портативная информационная индукционная система Исток А2 со встроенным в корпус гнездом для карт SD и MMC и встроенным плеером для проигрывания предварительно записанных сообщений. (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в, Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов – учебный корпус № 11, каб.108, учебные корпуса №№ 10,15,16);
• Проектор мультимедийный EPSON Х27 с экраном и набором аксессуаров (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в);
• Переносная индукционная петля (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в);
• Информационное табло «Бегущая строка» (учебный корпус № 12, холл).
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
• Устройство мобильное переносное Т09 Roby на двух гусеничных резиновых лентах со специальными зацепами для осуществления возможности транспортирования людей с ограниченными возможностями здоровья на инвалидных креслах по лестницам (Холлы учебных корпусов №№ 11, 12);
• Пандус телескопический двухсекционный с абразивной поверхностью (Учебные корпуса №№ 11, 12);
• Пандус перекатной (Учебные корпуса №№ 15, 19);
• Кресло-коляска инвалидная H007(сменная) (Учебные корпуса №№ 11, 15, Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12);
• Специальные периферические устройства для компьютеров для студентов с нарушениями функций верхних конечностей;
• Эвакуационное лестничное кресло "Самоспас" (Учебный корпус №12);
• Альтернативная клавиатура с клавишами увеличенного размера и накладкой, исключающей возможность одновременного нажатия разных клавиш (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в);
• Альтернативная мышь-джойстик (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в);
• Эвакуационное лестничное кресло (учебный корпус № 12).
Для инвалидов всех нозологий:
• Информационный сенсорный аппаратно-программный комплекс со специальными возможностями для людей с ограниченными возможностями здоровья ISTOK 42P (Холл учебного корпуса № 11); • Реабилитационная беговая дорожка HOUSEFIT HT-9125HP (Спортивный зал учебного корпуса № 15);
• Велотренажер горизонтальный HOUSEFIT HB-8150R (Спортивный зал учебного корпуса № 15); • Система психофизиологического тренинга методом биологической обратной связи «Кинезис» (комплексная) для оказания психологической помощи (Лаборатория инклюзивного обучения – учебный корпус № 12, каб.226в);
• Сенсорная комната для проведения психологической разгрузки, групповых тренингов и индивидуальных консультаций психолога (Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов – учебный корпус № 11, каб.108);
• Выделенные места для инвалидов в учебных аудиториях учебных корпусов, отмеченные специальными знаками.
Информация о средствах воспитания, организации молодёжной политики и социальной поддержке обучающихся
Социализация и адаптация обучающихся с инвалидностью – процессы, решающиеся в СГУ имени Н.Г. Чернышевского как посредством работы специализированных структурных подразделений, таких, как Управление социальной работы, центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, лаборатория инклюзивного образования, региональный центр содействия трудоустройству, так и учебные образовательные институты, факультеты и колледжи, институт открытого образования, отдел воспитательной работы и молодежных программ, студенческий клуб и региональный волонтерский центр «Абилимпикс».
Для реального включения инвалидов в активную общественную жизнь вуза управление организации молодёжной политики и воспитательной работы и Объединённый совет обучающихся предлагают обучающимся участие в студенческих объединениях по разным направлениям деятельности, общее число которых 90.
Развитию профессиональных и личностных компетенций способствует активное участие лиц с ОВЗ в международных социально - образовательных проектах.
Так, на факультете психолого-педагогического и специального обучения реализуется проект «Конкурс интеллектуалов современного искусства», основателем которого стал обучающийся с нарушениями зрения Исмаков Тамерлан. Общее число участников проекта – около 300 человек.
В рамках федеральной программы развития деятельности студенческих объединений «УНИВЕРиЯ: будущее в наших руках (вклад студенческого самоуправления в развитие национального исследовательского университета)» был реализован специализированный проект «Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в период обучения» на базе Университета имени Блеза Паскаля. г. Клермон-Ферран, Франция. Двое обучающихся с нарушениями зрения смогли внедриться в систему образования, социально—культурной среды, ментального восприятия инвалидов в зарубежных вузах. Данный проект был ориентирован и на развитие профессиональных компетенций обучающихся, для каждого из которых разрабатывалась индивидуальная образовательная программа визита.
Университет активно участвует в грантах, ориентированных на развитие молодёжной политики. Так, в 2018 году финансовую поддержку получил проект «В танце мы едины», победивший в номинации: «Поддержка молодежных клубов и объединений» гранта Всероссийского конкурса молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи. Автор проекта, студент института искусств Сергей Мурзавков предложил формат взаимодействия танцевальных коллективов СГУ с коллективом «Вдохновение» людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при Центре реабилитации и абилитации «Парус надежды».
В рамках формирования не только толерантного, но и профессионально грамотного отношения к обучению и трудоустройству лиц с ОВЗ в университете создан региональный волонтёрский центр «Абилимпикс», обучающиеся СГУ – активные участники разных этапов Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», общее количество волонтёров проекта в СГУ – порядка 80 человек.
В реализации системы воспитательной политики вуза задействован образовательно-научный центр при спортивно-оздоровительном лагере «Чардым» имени В.Я. Киселёва. В летний период в рамках организации отдыха и оздоровления студентов проводится более 10 образовательно-научных школ, в том числе «Парадоксы педагогики» факультета психолого-педагогического и специального образования, «Молодой дефектолог»
факультета психолого-педагогического образования и центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, школы факультета психологии, в рамках которых в тренинговой форме, при помощи организации мастер-классов и занятий обсуждается проблематика инклюзивного подхода как к обучению в вузе, так и к подготовке учителя, работающего в классе с детьми-инвалидами. Летние образовательные школы были проведены согласно Дорожной карте взаимодействия с РУМЦ Мининского университета.
Социализация студентов с ОВЗ – это и процесс содействия трудоустройству, курирует который Региональный центр содействия трудоустройству, обеспечивая информирование студентов о вакансиях, осуществляя сопровождение студентов с ОВЗ на протяжении трёх лет после выпуска.
Посредством такой системы организации воспитательной среды достигается максимально возможная социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ как в вузе, так и дальнейшая профессиональная деятельность.